Толковать эту руну трудно, потому что тут рунные песни противоречат друг другу. Англосаксонская рунная песнь в стихе, посвященном этой руне, упоминает лучину или факел, которыми освещают палаты, в северных же песнях говорится о несчастии, язве или болезни.
Ключ к пониманию этой руны дает нам сам Один в своей Рунной песни. Один использует эту руну, чтобы отправить насланную беду тому, кто ее послал. Поэтому данная руна - это руна кармы, руна закона причины и следствия. Правда, в Эдде карма (негативная) обычно считается и называется болезнью, как то принято и в нордических рунных песнях. Так, в Краткой песни о Сигурде, стих 44, вот что говорится о Брюнхильд (Сигрдриве) - женщине, принесшей столько несчастий нибелунгам:
44 Пусть не мешают долгой поездке, Пусть никогда ей вновь не родиться. Больною она родилась у матери; Рожденной была, чтобы горе чинить, Многих мужей в беду повергая.
Если она появилась на свет уже больной, значит, эта болезнь - карма, принесенная из прежнего воплощения. Потому Азбуковник и характеризует эту руну словами: "Каон сбоку пристала", что карма как бы "пристает" к человеку. Один использует эту руну, чтобы вернуть злое колдовство "отправителю": любой вред, причиняемый нами другому, возвращается нам же, создавая карму. Так что "корень беды" у Одина - это обобщенное обозначение любой насылаемый вред.
В эзотерическом смысле эта руна означает кармическую обусловленность происходящего, и справиться с этим можно, лишь приняв свою карму, то есть изменив свое сознание. Тогда беда, как и болезнь, будет лишь временной, а не вечной.
В Англосаксонской рунной песни, вероятно, описывается смоляной факел, хотя текст допускает и иные толкования, например, "зола". Само имя "Cen", нем. "Kien" (смолистое дерево) восходит к корню "keil" (разрывать, разламывать, раскалывать), т.к. щепу для лучин делали из древесины северной или смолистой сосны, - эта древесина считалась самой лучшей.
Древний знак (рисунок) руны часто истолковывали ошибочно, видя в нем, например, полукруг или лодку. От других рун древнего ряда она заметно отличается своим маленьким размером; позже ее то и дело пытались увеличивать, чтобы подогнать под общий размер. На самом деле она представляет собой упрощенное изображение следа стопы, какие часто встречаются в наскальных рисунках. Например, следы, которые вы видите здесь, составляют часть наскального рисунка из Танумсхеде, Швеция (полиостью рисунок приводится в "Языческой религии природы").
Чтобы наглядно показать взаимосвязь кармы, руны и следа, приведу народное поверье, касающееся человеческих следов: если желаешь причинить вред кому-то, положи что-нибудь в его след, трижды плюнь на это во имя дьявола и потом подвесь это в камине, и человек зачахнет от сухотки. Можно и не пользоваться никаким предметом, а просто вынуть сам след и подвесить над дымом его.
След, оставленный преступником, в Сатерланде называют "кваде" (возможно, от искаженного имени руны). Кто в него наступит, сломает себе ногу.
Вообще же, наступив на след другого, можно обрести власть над ним. Следы за собой оставляли боги, герои, святые, ведьмы, черти и великаны. Паломники преклоняют колени, становясь в следы, оставленные коленями святого или мученика, чтобы обрести благодать. Так сила оставившего след, святого или бога, переходит к его почитателю.
Если у человека вскочил на языке типун, значит, кто-то его обманывает или клевещет на него. Чтобы охранить себя от этого, нужно найти чей-нибудь след и плюнуть в него, говоря:
Blatter, Blatter, wandre zum bosen Gevatter! - Злая дума, пади на злого кума!
Тогда типун перейдет через след к обидчику. Часто о следах речь заходит, когда надо отвести злое колдовство, - сам Один пользовался этой руной для того же. Симпатическая связь след - судьба - сила человека здесь тоже очевидна, ибо к следу ноги пристает именно карма, хоть хорошая (след святого), хоть плохая (след преступника). Эта карма может переходить на других или влиять на них.
О следах в связи с духами - еще несколько примеров народных поверий:
У эстов есть обычай следить за сжигаемой соломой, на которой лежало мертвое тело, и, обнаружив в золе что-то, напоминающее след, решать, чей это может быть след, человека или животного, то есть кому предстоит умереть следующим.
В новогоднюю ночь золу из печи рассыпают на гладкой поверхности, а утром ищут, не появилось ли там что-либо, похожее на след. Чьим следом это покажется, тому и суждено умереть в новом году,
Услышав в новогоднюю ночь необычный шум, говорят: "золовик постучал".
Петух считается вестником смерти, вот почему домовые оставляют следы петушиных лап на золе, рассыпанной по полу на ночь.
Для защиты от злых духов нужно на ночь поставить домашние тапочки так, чтобы они соприкасались носками (форма руны Кенас!) и указывали на дверь. Тогда никакой дух не войдет, потому что решит, что в постели никого нет, а он всегда должен ступить в следы спящего.
Чтобы увидеть духов, нужно пройти по своим следам задом наперед.
О возвращении мертвецов узнают по оставляемым ими следам, поэтому там, где ожидают их появления, рассыпают золу. По следам на золе предсказывают будущее. Во Франции песок или золу рассыпают, чтобы отвадить мертвецов или духов.
В этих поверьях сохранилось древнее магическое знание. Любопытна также связь между:
1. следом и свойствами того, кто его оставил,
2. следом и умением распознавать духов, а также защищаться от них, и
3. следом и золой как средством гадания и магии.
Людвиг Грубер возводит имя этой руны к индогерманскому "*kenis" - "зола, пыль", что тоже хорошо соотносится со следом, ведь ищут его именно в золе. В христианской Англии сохранились лишь отголоски этих поверий - хоть речь и идет о смоляном факеле, но он тоже горит и в конце концов оставляет золу. В нордических рунных песнях имеется в виду "зола погребального костра", однако и упоминаемая в них "язва", болезнь" тоже вполне соответствует кармическому значению руны.
О том, что след был для наших предков символом "жизненного пути", свидетельствуют не только уже упоминавшиеся наскальные рисунки, но и нордическая форма побратимства. Кандидаты, решившие стать побратимами, вырезают кусок дерна и в освободившейся ложбинке оставляют следы своих ступней, которые смачивают собственной кровью. Потом это все смешивают с песком. Тем самым они показывают, что избирают один жизненный путь, одну судьбу. Союз скрепляется и соответствующей клятвой. Сообразно своему месту в атте эта руна олицетворяет след душ, идущих своим путем (raido), и их карму, переносимую из воплощения в воплощение.
Санскритское слово "карма" (действие) не было для наших предков совсем незнакомым - вспомните древненордическое имя Гарм (в записи младшим футарком: karmR), так звали пса, отмечавшего своими зубами те души в подземном царстве, которым предстояло возрождение. Если сопоставлять эту руну с каким-либо растением, то это, естественно, будет сосна любого вида.
Аллитерационные понятия: Karma, Krankheit, Kienfackel, Kienspan, Krebs, Klinik, Kummer, Knechtschaft, Kasteiung, Kraftlosigkeit, kehren, kein.