Германское название: Эваз (Ehwaz)
Англосаксонское название: Эох (Eoh)
Древнескандинавское название: нет
Фонетическое соответствие: Э (E)
Большинство рунологов полагают, что эта руна обозначает пару лошадей. Эдред Торссон в своей книге "Футарк: руководство по рунической магии" пишет, что она может символизировать некую пару богов или героев – к примеру, братьев Хенгеста и Хорсу, легендарных вождей первых германских поселенцев в Англии. Эти имена означают соответственно "жеребец" и "лошадь". Жеребец – это самец лошади, так что имя "Хенгест" явственно указывает на мужской пол своего носителя. Но слово horsa ("лошадь") с равным успехом может быть и женского рода; в таком случае Хорса оказывается не братом, а сестрой Хенгеста.
В самом очевидном своем значении Эваз ассоциируется со средствами передвижения. В старину обычными средствами передвижения были лошадь и колесница. В наши дни эта руна может обозначать автомобиль или, что более вероятно, мотоцикл. Кроме того, Эваз символизирует связующие вещества и носители, в том числе среду для лекарства, и как таковая может применяться в целительстве. На более глубоком уровне руна Эваз означает психологические средства, позволяющие нам соотносить внешний мир со своими эмоциональными установками, – или, иными словами, умение приспосабливаться к различным ситуациям.
Но и это еще не все. Совершенно очевидно, что эта руна связана со Слейпниром – восьминогим жеребцом Одина. К.Г. Юнг в "Символах трансформации" утверждает, что в глубокой древности Один изображался в виде кентавра – получеловека-полулошади.
Когда я впервые увидела эту руну, мне представилось, что она обозначает кобылу. В отличие от большинства воинов, восседающих на жеребцах, жрецы древней религии асов ездили верхом на кобылах. Кроме того, возникают ассоциации с родителями Слейпнира, одним из которых был Локи, принявший облик кобылы. По всей вероятности, этот эпизод восходит к более древнему, впоследствии утраченному мифу, сложившемуся еще в доисторический период, когда в Северной Европе был широко распространен культ лошади. О том, что культ этот сохранялся и в более поздние времена, свидетельствует "Сага об Олаве Святом", где описано, как в Норвегии X в. группа женщин совершала обряды над высушенным пенисом жеребца. Этот культовый предмет назывался volsi, а сами обряды представляли собой разновидность магии сейта. С ритуалами такого рода ассоциировались две полубогини – Торгерд и Ирпа. Этот культ вызвал у христианской церкви крайнее недовольство и был беспощадно искоренен. В операх Вагнера имя Вольси оказывается одним из прозваний Одина; немаловажно также, что в одном из вариантов "Саги о Вольсунгах" династия (или, точнее говоря, род) Вольсунгов напрямую возводится к самому Одину. Эти факты могут несколько прояснить смысл еще одного из множества прозваний Одина – имени, которое переводится как "мерин". Впрочем, мифов, исчерпывающим образом объясняющих это прозвище, до нас не дошло.
Тацит упоминает о принятых у германцев обрядах гадания, связанных с лошадьми: к примеру, по поведению коня предсказывали исход сражения. Вообще, германцы всегда высоко чтили лошадей как священных животных, и не исключено, что среди них долгое время просуществовал тайный примитивный культ лошади, призванный обеспечить плодородие. Конину ели только во время ритуальных жертвоприношений – и ни в каких иных случаях. Согласно скандинавским источникам, с культом лошади были связаны Фрейр, бог мужской плодовитости, и его сестра Фрейя, покровительница вельв. Считалось, что они носят маски лошадей, а по ночам разгуливают в обличье кобыл, пугая одиноких путников. Материковые германцы чтили Водана как конского бога. Даже не так давно ходили слухи о каком-то тайном обществе или магическом братстве "конских шептунов". Возможно, это пережиток одного из древних лошадиных культов.
Участвовали лошади и в обрядах более грубого толка. Традиционным орудием проклятия была "позорная жердь", или "жердь поношения", – вбитый в землю кол, на верхушку которого насаживался конский череп. Прибегнув к этому колдовскому приему, герой "Саги об Эгиле" изгнал из Норвегии конунга и его жену.
Многие рунологи связывают руну Эваз с браком. Если разделить Эваз пополам вертикальной чертой, образуются две руны Лагуз, а Лагуз соотносится с любовью. Мне представляется, что Эваз имеет отношение не только к браку, но и к партнерству вообще, а также к совместным предприятиям любого рода. Эта руна способна связать двух человек тесными узами взаимопомощи и взаимной приязни.
Таким образом, Эваз символизирует партнерство и сотрудничество наподобие тех, что объединяют коня и всадника. В свете этого становится понятно, почему другие мастера рун ассоциируют ее с плодовитостью и браком: известно ведь, что лошади нежно заботятся о своем потомстве. К тому же, спаривание лошадей – очень красивое зрелище: как правило, жеребец обращается с кобылой бережно и ласково.
На психологическом уровне руна Эваз учит нас искусству приспособления. Если Райдо – руна, тесно связанная с Эваз, – помогает нам взять контроль над ситуацией в свои руки, то Эваз позволяет приспособиться к ситуации и извлечь из нее всю возможную пользу. Как магическое средство она привлекает удачу в любое совместное предприятие. В оккультных практиках Эваз символизирует астральное или эфирное тело – ту часть нашего "я", которую можно вывести за пределы физического тела. В операциях вредоносной магии Эваз служит как руна оборотничества: с ее помощью можно придать своему астральному телу облик лошади и в таком виде совершить магическую атаку. Астральные сущности такого рода называются "марами" (ср. англ. mare – "кобыла"). Связанную руну, состоящую из Эваз и Эйваз, можно использовать для "охоты за душами": в сочетании две эти руны помогают взывать к Водану в его ипостаси предводителя Дикой охоты.
В гадании Эваз почти неизменно обозначает нечто, связанное с женским началом; часто она символизирует мать или другую зрелую женщину. Такая интерпретация основана не столько на мифах, сколько на опыте. Вообще говоря, лошадь считается психологическим символом инстинктивных побуждений, и руна Эваз, судя по всему, тесно связана с женским либидо. В перевернутом виде эта руна нередко указывает на какую-то утрату или разрыв отношений, а иногда – на вероломных друзей.