Руна Ингвас присутствует только в старшем футарке, из футорха ее исключили, потому что она передавала только конечный звук "ng" или "ing", которые можно передать и другими рунами. Под этой руной скрывается германский бог Ингви-Фрейр (нем. Ing-Fro). Вот почему, как мне кажется, на севере эта руна продержалась дольше всего. Вполне вероятно, что в Перечне рун Одина под 18-м номером в значении "плодородия" имеется в виду именно она. Лишь когда эта руна выпала, с богом Фрейром стали связывать руну Феу, которая, помимо прочего, означает богатство как владение скотом и обозначает тот же звук, с которого начинается имя Фрейра. Англосаксонская рунная песнь описывает культовое действие, изображающее путешествие бога Инга (Ингви-Фрейра) на колеснице; впрочем, здесь он фигурирует только в качестве племенного героя.
Имя руны Ингвас восходит к индогерманскому "*ingneq", "огонь"; Ingwaz или, в нордическом варианте, Yngvi - это германское имя бога огня, называемого у индийцев Agni. По-латыни "огонь" тоже звучит похоже - ignis; немецкое слово Ofen, "печь", родственно этому корню. А вот имя Freyr (Fro) означает всего лишь "господин" (от него образованы слова: Frau = "госпожа", Frondienst = "барщина" как работа на помещика) и было первоначально только прозвищем бога Инга.
Прообразом руны послужил кружок, символ огня или костра; лишь позже кружок стал угловатым и приобрел дополнительные палочки, уравнивающие этот знак по высоте с другими рунами.
Но огонь - это и символ плодородия, символ нисходящей на землю силы солнца. Недаром Один говорит в Хавамале:
68 Драгоценен огонь для сынов человека
И солнца (Sol) сиянье (Syn)
На праздники Пасхи, Мая и Середины лета девушки и влюбленные пары прыгают через костер, прося о плодородии. На праздник Середины зимы, а также на свадьбу принято трижды обходить вокруг священного огня в очаге. Первый выпавший молочный зуб ребенка бросают в огонь печи. В Речах Гримнира, 5, указывается, что Фрейр получил Дльвхейм в подарок "на зубок". О боге Ингви-Фрейре в Видении Гюльви сказано: "Ньёрд в Ноатуне ("Корабельный двор") родил двух детей. Сын звался Фрейром, а дочь - Фрейей. Они были красивы лицом и сильны. Фрейр превосходит всех асов. Он повелевает дождем и солнечным светом, и ростом на земле, и к нему взывают, моля о плодородии и мире (аr ok fri?). Повелевает он и богатством людей". Далее, в Саге об Инглингах, гл. 10 (Круг Земной), читаем:
"Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви долго считалось в его роде почетным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами".
Именем Ингви-Фрейра названо, к примеру, германское племя англов (отсюда Англия), у Тацита - ингвеонов. Саксон Грамматик в своих "Деяниях датчан" называет одного из королей Унгвином, что тоже очевидно связано с Фрейром.
Солнце наделяет плодородием землю, огонь - людей в доме. Ингви-Фрейр однажды садится на Хлидскьяльв, престол Одина (так рассказывается в Поездке Скирнира), и этот престол символизирует точку наивысшего стояния солнца на небосводе. На взаимосвязь Фрейра с солнцем указывается и в Саге о Гисли сыне Сура, гл. 18:
"Была еще и такая странность, которой приписывали особый смысл: снег не лежал на юго-западном склоне Торгримова кургана, и там никогда не замерзало. И люди связывали это с тем, что Торгрим своими жертвами снискал расположение Фрейра, и Фрейр не хочет, чтобы их разделял мороз".
Аналогичный зеленый курган упоминается и в книге "Landnamabok".
Таким образом, эта руна означает священный огонь очага, в котором царит сила Фрейра, и ритуал его культового разжигания, - маленький огонь на земле должен привлечь великий огонь с неба (руна Дагас), а тем самым и плодородие, мир, рост и солнце; Локи же олицетворяет непостоянный и неуправляемый огонь пожара.
Кроме того, эта руна означает прорыв, выход и экспансию.
В Англосаксонской рунной песни в конце списка приводится руна Гар , очевидно представляющая собой биндруну из рун Гебо и Ингвас. Имя восходит к богине Герд, оно связано с древненордическим "gar?r", "огороженный участок", "защищенное пространство", т.к. обитает Герд, по мифу, в Гюмисгарде, олицетворяя собой землю (ср. нем. Garten, Gurtel, Gatter - "огород", "опояска", "забор"). К тому же Герд - супруга Фрейра, так что руна Герд (биндруна из ру-ны Фрейра и руны Дара) означает дары плодородия. Руна Гар нередко встречается в узоре фахверковых балок. Толковать эту руну как ger, "копье", неверно.
Аллитерационные понятия: Ingwaz, erleuchten, Ofen, angedeihen, in, Inbrunst, empfangen, erzeugen.