Гвеналь Верез
БОГИНЯ МАТЬ В ДРЕВНОСТИ
глава из книги
Мать и духовность:
Конфискованная истина. Обретенный путь
Великая богиня палеолита
Первый образ Божественности был изображением Вселенской Матери. Это подтверждают все археологи и историки. Они сделали такое заключение в результате раскопок и исследований. Е.О. Джеймс четко формулирует это в своей книге "Культ Богини": "В самом начале Божественность возымела свое доминирующее влияние от Индии до Средиземноморья в аспекте Целомудренной Богини". Тысячи фигурок, изображающих Богиню Мать, датируемые 20000 лет до н.э., были найдены на обширной территории, простирающейся от Западной Европы до Сибири. Эти фигурки имеют сходство, показывая, что речь идет не о простых изображениях женщин или молодых девушек, а о символах Богини Матери, дающей жизнь и питающей Вселенную.
Пятьдесят тысяч лет до н.э., когда начали таять ледники, покрывающие большую часть Азии и Европы, появился homo sapiens. Когда сформировались степи, это позволило развиваться таким животным, как бизоны и рогатый скот, в то время, как мамонты и олени мигрировали на север. Затем появились леса, и стада бизонов переместились к востоку, где степи давали обильную пищу. Древние люди охотились на них, кочуя по всему евроазиатскому континенту. Другие же вели оседлый образ жизни на западе Европы. Среди них жители долин Дордонии, Везера, Арьежа на юге Франции и долин на севере Испании. Эти народы оставили волнующее свидетельство своего художественного потенциала. С замечательным чувством цвета и врожденным чувством равновесия форм и перспектив они украшали великие памятники протоистории, какими являются французские гроты (пещеры) Ляско, Труа Фрер (три брата), Нио и гроты, недавно открытые в Валлон-Пон-д'Арк, а также гроты Альтамира и Ля Пьязега в Испании, и это лишь самые известные.
Художественная настенная роспись окружающей природы, в которой жили наши предки, останется самым удивительным свидетельством человеческой истории.
Гроты не были просто местом укрытия и защиты для человека того времени, как долго полагали. В 1994 году было сделано удивительное открытие в Валлон-Пон-д'Арк. Де Люмлей из Музея истории природы в Париже заметил необычные рисунки животных, в которых отразилась вся очевидность священного искусства. Гроты оказались прежде всего местами культа, религиозными центрами, где собирались, чтобы праздновать величие жизни и поклоняться многочисленным аспектам природы, которые выбрала Богиня Мать, чтобы в окружающую природу поместить человека. Сам же грот символизировал неосознанно скрытое жилище, место мира и безопасности, где могло быть выражено древнее желание, первое пробуждение священного чувства. К такому выводу пришли авторы книги "Миф о богине. Эволюция Образа" Дж.Кешфорд и А.Берринг:
"История Великой Первозданной Богини раскрывается в гротах юго-запада Франции средствами искусства и ритуалов, имевших здесь место. 20000 лет до н.э. пещеры палеолита, похоже, были самым священным местом, святилищем богини и источником исцеляющей мощи".
А.Леруа-Гурхан, директор исследовательского центра доисторических и протоисторических исследований Сорбонны, заметил, что женские фигурки богини и женские символы занимали центральное место в сотне пещер, которые он обследовал. Часто скульптура богини украшала внешние стены пещер. Многочисленные статуэтки богини также были найдены среди останков и предметов быта людей палеолита. И в то же время не было обнаружено ни одной мужской статуэтки. Видимо, мужской концепции Божественного еще не существовало.
Богиня почиталась на обширных территориях планеты, там, где селились люди. Ее фигурки были обнаружены от Пиренеев до озера Байкал в Сибири. Это, несомненно, свидетельствует о целостной культуре мужчин и женщин того времени. Обнаруженные возле озера Байкал многочисленные статуэтки, очевидно, изготовлялись в большом количестве. Широкие бедра и конечности, полнота торса - повторяющаяся черта в изображении богини - символизируют материнство и способность матери питать.
Луна, Голубь и Змея
"...Будьте мудры, как змеи, и невинны (чисты), как голуби".
Евангелие от Фомы
Символические образы, относящиеся к Богине Матери, появились со времен палеолита: это луна, голубь и змея, сопровождающие на протяжении веков культ Матери.
Во всех мифологиях до железного века Луна рассматривалась как один из высших образов богини, как объединяющая сила Матери. Луна представляет эмоциональность, плодородие, изобилие и различные аспекты женского начала, самое высшее выражение которого - Богиня Луна: это также светило, дающее свет ночью и позволяющее осветить "лунный" канал нашей души, то есть Инь по китайской традиции. На более тонком уровне Луна символизирует Дух, так как это светило отражает свет Солнца, подобно тому, как Дух отражает в человеке свет бога. Именно богиня помогает человеку достичь своей собственной Божественности и прийти к созерцанию своего Духа. Змея, неосознанный образ Кундалини, — это сила Матери. Рисунки спиралей в доисторическом прошлом являются изображениями Кундалини.
Все богини обнаруживали связь со змеей. Афина держит змею в своей левой руке. Изида в Египте или Инанна шумеров изображались иногда в форме змеи. Богиня Змея обнаруживается также и в Азии - это китайская богиня Нюва - создательница рода человеческого, также в Америке - Сихуаткоатль - мексиканская богиня доколумбового периода. Гностики-офиты также отождествляли Мать с первородной змеей.
Символика голубя со времен палеолита
1. Голубь, 15000 до н.э. — Грот Ляско, Франция
2. Персефона и голубка, 450 до н.э. — Локри, Италия
3. Голубь на скипетре Марии, XII век
4. Голубь Благовещения, представляющий Святой Дух, XV век
Символ змеи был искажен в Библии. Противники культа богини преобразовали этот символ в принцип, несущий зло, отвергая тем самым почитание богини и, неосознанно - Кундалини.
Силу милости Матери символизирует голубь. Его полет позволяет ему избежать мира земного и парить в вечности. Голубь - это один из символов, который остался и после изъятия богини из религиозной жизни. Именно он символизирует Святой Дух, когда он, или, точнее сказать, "она", как мы это увидим позже, стал лишь абстрактной концепцией. Именно голубь был выбран в XX веке символом мира. Красноречивые примеры этого приводят в своей книге "Миф о богине..." А.Берринг и Дж.Кешфорд.
Голубь символизирует два измерения духовной жизни. Прежде всего, это птица - слово, означающее на санскрите двиджа, то есть дважды рожденный (от дви - два и джа - рожденный): один раз - в яйце, и второй - выйдя из яйца; это момент, когда начинается ее истинная жизнь. То же самое и для человека, который до реализации истинного "Я" подобен птице в яйце: он лишен контакта со своей духовной средой. Самореализация - это его второе рождение, которое открывает ему внешнюю реальность и позволяет пуститься в полет, чтобы соединиться с бесконечностью и вечностью, подобно Джонатану Голанду, парящему в эфирных небесах.
Голубь, таким образом, - символ второго рождения. Более того, голубь - это единственная чисто белая птица, полет которой вертикален: два качества, символизирующие целомудренное вознесение. Таким образом, голубь - это второе символическое изображение Кундалини. Он станет символом, который будет использоваться как выражение Святого Духа... Иллюстрация выше изображает жезл Меркурия с голубем наверху, символизирующим пробужденную Кундалини, восходящую по Инь и Ян.
Луна, змея и голубь встречаются столь часто, что позволяют восстановить во времени продолжение культа богини. Это мощные элементы архетипа универсального коллективного сознания, поскольку они встречаются на всей планете. Они указывают на постоянное присутствие Первозданной Матери в религиозной жизни, начиная от эпохи Богини Матери палеолита 30000 лет тому назад до Девы Марии в наше время.
Богиня из Виллендорфа (20000-18000 до н.э.). Австрия
Слева: вид спереди;
Справа: крупный план верхней части головы изображены семь циклических кругов, расположенных слоями
Священная спираль
Спираль — одно из самых известных изображений сакрального искусства. Ее находят на всех континентах: в Америке (великая гора Пибло, Огайо), в Азии, в искусстве дао, в Европе в доисторическое время и в римском искусстве. Это всего лишь несколько упоминаний.
Великий Камень Нью Гранж (3200 до н.э.). Ирландия
Великий камень Нью Гранж в Ирландии помещен у входа в храм. Не показывает ли он, что вхождение в мир Священного происходит через познание спирали? И действительно, многочисленные источники отмечают, что спираль для многих народов была выражением абсолютного знания. Это знание было знанием истинного "Я", и не удивительно, что художники интуитивно изображали форму, подобную змее - Кундалини в сакруме. Последняя ассоциируется повсеместно с культом Богини Матери. Например, тайваньская богиня Матсу держит спираль в своей руке подобно Деве в соборе Орвьето в Италии.
Богини, изображенные с голубем
Анахита (Anahita, Персия)
Афродита (Aphrodite, Греция)
Астарта (Astarte, Месопотамия, финикийская империя)
Таннит (Tannit, Карфаген, Тунис)
Туран (Turan, этрусская богиня)
Богини, изображенные с луной
Артемида (Artemis, Греция)
Чиа (Chiа, Колумбия, индейцы муиска)
Диана (Diane, Греция, Рим)
Хенго (Hengo, Китай)
Хина (Hina, Полинезия)
Илазки (Ilazki, Страна басков)
Иксшель (Перу, индейцы майя)
Юнона Небесная или Астроарх (Juno Caelestis, Astroarche, финикийцы)
Луна (Luna)
Марама (Marama, Новая Зеландия, народность маори)
Маву (Mawu, Того, народность фонг)
Никкаль (Nikkal, Сирия)
Пасифая (Pasiphae, Греция)
Перса или Неера — новая луна (Perse, Neaira, Греция)
Кильа (Quilla, Мексика, индейцы инки)
Селена (Selene, Греция)
Таннит (Tannit, Карфаген, Тунис)
Шочикетцаль (Xochiquetzal, Мексика)
Богини, изображенные со змеей
Апараджита (Aparajita, Индия)
Афина (Athena, Греция)
Буленг (Bulaing, Австралия, аборигены карадьери)
Деметра (Demeter, Греция)
Джата (Djata, Борнео)
Хатуибуари (Hatuibwari, Меланезия)
Гигиея (Hygieia, Греция)
Кадеш (Kadesch, Месопотамия, Ханаан)
Кали (Kali, Индия)
Непит (Nepit, Египет)
Нуэ Куа (Nue-Kua, Китай)
Рененутет (Renenutet, Египет)
Салюс (Salus, Рим; в Греции — Гигиея)
Уто (Uto, Египет)
Росмерта (Rosmerta, Галлия)
Универсальная Богиня неолита
Эра неолита восходит к 10000 годам до н.э. и отличается от предшествующей появлением и развитием сельского хозяйства. В течение двух миллионов лет люди питались дикими плодами и добычей от охоты. Отныне культура земледелия, одомашнивание крупного рогатого скота позволяют человеку совершить прыжок в своей эволюции. Впервые человек становится более независимым от природы. Племенам больше не нужно преследовать стада диких животных, чтобы прокормиться. Изготовление тканей помогает легче приспособиться к климатическим условиям. Появление глиняной посуды позволяет хранить продукты, что до сих пор было практически невозможным.
Неолит - это эпоха матриархата. Именно женщины стоят у истоков прогресса, именно они ткут, занимаются сельским хозяйством и гончарным ремеслом. Этот период истории был мало известен до тех пор, пока сравнительно недавно археологи не провели раскопки, показавшие единство между различными центрами неолитических общин. Отдельные его очаги появились, начиная с 7000 лет до н.э., в Западной Европе, на юге Турции, в Египте, в Палестине, в Месопотамии и в долине Инд. Несмотря на большие расстояния, разделяющие их, фигурки и скульптуры богини, практически идентичные, были найдены в Европе и в долине Инд. На этой стадии эволюции сознания племенные боги не существовали. Существовала только Великая Богиня, которой все поклонялись.
В ритуалах плодородия богиню призывали, чтобы увеличить урожаи. Эти ритуалы существовали до начала христианской эры. Раскопки в Иерихоне позволили обнаружить первый город, датируемый 8000-7000 до н.э., построенный в форме луны. Каждый дом города имел изображение богини. Город Чатал-Гуюк в Анатолии, открытый в 1960 году, был важным центром неолитической культуры между 6 и 5 тысячелетиями до н.э. Город полностью был посвящен богине, где в ее честь построены сорок храмов. Культура Вилка, процветавшая в 5 и 4 тысячелетии до н.э. в районе Балкан, обнаруживает более двух тысяч фигурок богини в виде змеи или птицы. Именно в это время начинают появляться первые мужские образы божественности (речь идет о сыне богини). Позднее они будут представлены как Изида и Гор.
Неолитическая культура охватила также и Африку. В седьмом тысячелетии до н.э. Сахара была обширным плодородным районом, где развилась великая цивилизация. Изображения богини были найдены в пещерах, расположенных на высоких недоступных плато пустыни Сахара. В Дагомее создатель богов Маву-Лиса (и женского, и мужского рода) изображен в форме змеи.
Неолитическая цивилизация не была примитивной. Наличие ценных предметов из мрамора, меди или золота, богато оформленные вазы, предметы культа, обнаруженные в раскопках, указывают на утонченный характер этой древней культуры. Изучая многочисленные раскопки городов в Югославии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше и на Украине, М. Жимбута обращает внимание на необычайную гармоничность этой цивилизации, которую она называет "Старая Европа". Похоже, что там не было конфликтов и войн на протяжении более двух тысячелетий, и что люди тогда познали эру мира и процветания. Действительно, до середины пятого тысячелетия до н.э. не находят никаких следов укреплений и защитного оружия. Холмы чаще всего используются под храмы, а не для цитаделей или других укреплений. Не существует каких-либо настенных росписей, прославляющих и изображающих войну. Напротив, многочисленные изображения природы показывают, что внимание людей того времени было направлено на красоту и на праведный характер жизни.
Нет указаний и на то, что существовала какая-либо иерархия среди населения. Отношения между мужчинами и женщинами носили характер равноправия, поскольку на их социальное неравенство не указывает ни один археологический факт. Впрочем, именно женщины играли главную роль в священных ритуалах. Мужчины и женщины того времени жили в гармонии, похожей на жизнь некоторых североамериканских племен до европейского нашествия. Единственным главным религиозным образом был образ Богини Матери. Эта гармония жизни и всеобщее почитание богини были нарушены с приходом бронзового века, когда с 4500 до н.э. начались первые индоевропейские (Курган) нашествия.
Стоит ли говорить здесь об идеальной гармонии, которую многие феминистки хотят увидеть в матриархате неолита? Очевидно то, что эта размеренная жизнь по законам матриархата оставляла все более ограниченное пространство для деятельности мужчины. В то время как в палеолите выживание племени зависело исключительно от успехов на охоте, в неолите сельскохозяйственная деятельность женщин сводит на нет активность мужчин. Все это, безусловно, стало приводить к постепенной утрате их социального статуса и роли в обществе. Рисунки Чатал-Гуюк отображают сцены охоты мужчин, одетых в леопардовые шкуры. Совершенно очевидно, что речь не идет о событиях того времени, но о ностальгии по прошлому, когда мужчин прославляли как великих охотников. С успешным развитием сельского хозяйства и одомашниванием скота охота перешла в ранг дополнительной деятельности. Чтобы заполнить этот дефицит активности, мужчины помогали женщинам готовить земли под пашни, очищать их от леса, как это делают сегодня к некоторых африканских и южноамериканских племенах. Гораздо позднее мужчины возьмут на себя обустройство мест обитания и скотоводство. С приходом железного века к мужчинам снова вернется физическая активность, достойная их: они начнут воевать.
Арии и семиты.
Проникновение мужского принципа
После эры неолита получили свое развитие и еще более высокий культурный уровень две-три религии: речь идет о развитии Шумера и Месопотамии, об Анатолии, хеттах и Египте. Культ богини здесь по-прежнему занимает центральное место в религиозной жизни. Инанна (Inanna) в Шумере, Кибела (Cybele) в Анатолии, Изида (Isis) в Египте являются тремя ипостасями великой и единственной Богини Матери, мифы и описание которых лягут в основу идеи о Софии "Ветхого Завета", Великой Богини гностиков и более позднего культа Девы Марии.
Инанна - слава Шумера
Шумер, несомненно, оказал самое глубокое влияние на Египет и Анатолию. Шумер представляет огромный интерес для понимания эволюции культа богини, потому что именно здесь в человеческом сознании было приуменьшено значение богини. Шумер явился начальным звеном в переходе от гармоничной эры почитания Богини Матери к железному веку, когда патриархальный элемент божественности станет доминирующим.
Происхождение народа шумеров неизвестно. Полагают, что шумеры - "народ с черной головой", как они сами себя называли, - утвердились на юге Месопотамии во второй половине четвертого тысячелетия до н.э. Они впитали элементы культуры обитающей там народности аль-убейд (al ubaid), имевшей очень развитые гончарное и другие ремесла. Их цивилизация расцвела между третьим и четвертым тысячелетиями и, похоже, имела блестящую культуру. В раскопках прошлого века были обнаружены литературные произведения: около тридцати тысяч стихов, эпических поэм и гимнов, прославляющих Божественность, которые переведены только недавно. Безусловно, это представляет лишь малую часть того, что существовало в ту эпоху и что осталось погребенным в исчезнувших городах иракской пустыни.
Территория, расположенная вокруг Басры, между Ираком и Ираном, находилась в центре этой замечательной цивилизации, влияние которой распространялось до Анатолии, на Египет и долину реки Инд. Каждый город представлял собой автономное целое, управлялся как независимое государство и существовал на прибыль от торговли. Шумеры создали письменность, которая позволила им развить литературу и право. Они учредили первый свод законов, который лег в основу известного свода царя Хаммурапи в Вавилонии. С появлением астрономии, математики и фармакологии науки получили свое новое развитие. Властью был наделен царь, который советовался с Ассамблеей, состоящей из знати. Таким образом, в период перехода от неолита к античной цивилизации шумеры сыграли очень важную роль как инициаторы и вдохновители, большую часть периода античной истории шумерский язык являлся базовым, подобно греческому и латыни позднее. Мы обнаруживаем влияние Шумера на развитие иудаизма и христианства. Многие образы, такие как потоп или миф об Адаме и Еве, берут свое начало в письменных памятниках Шумера, а не в Библии. Печать, датируемая двумя с половиной тысячами лет до н.э., представляет двух божественных существ, которые сидят под деревом жизни со змеей, находящейся за женщиной. Этот образ представляет собой священный союз, опережает библейский сюжет в Эдеме (книга Бытия) и трактуется совершенно иначе: библейская символика отражает начало падения человека, в то время, как для шумеров этот сюжет олицетворял святость, плод бессмертия.