Альтернатива стандартному руническому набору для гадания
Однажды, выбравшись на природу дабы нашманить кое-чего нужного, я обнаружил, что оставил свой набор дома. Тащиться обратно и прерывать ритуал было не вариант, поэтому пришлось призадуматься над решением проблемы. Я мог бы, без лишних колебаний, воспользоваться геомантией, но что-то меня остановило и заставило поискать другой способ. Так и родилась нижеследующая идея.
С близстоящих деревьев я нарезал 16 тонких длинных палочек, по числу рун исландского футорка. На каждой палочке с двух сторон сделал насечки, пользуясь известным трехчастным руническим шифром. Картинка содержит примеры рун Þurs (Турс), Ýr (Тис), Nauð (Нужда) - я использовал обратную нумерацию аттов по некоторым причинам, где первый стал третьим, а третий - первым. И вот набор был готов, с этой задачей в походных условиях может справиться любой без каких-либо навыков в резьбе по дереву, в конце концов - мы ж не ремесленники, пусть царствует дифференциация труда и каждый занимается своим делом. Мой самый первый набор был со мной очень долго, пока я его не передал одному человеку.
В общем, это дело мне очень понравилось и я кое-что добавил к набору, а именно - белый плат (для метания палочек, а также для того, чтоб в него их заворачивать и хранить), темно-синий шнур (чтоб перевязывать плат; выбор цвета, думаю, понятно, чем обусловлен) и пару-тройку засушенных стеблей тысячелистника, которые находятся вместе с палочками до случая гадания (далее станет известно зачем).
Суть и порядок использования:
1. Я разворачиваю плат и привлекаю внимание духов. Это стандартная, на мой взгляд, процедура и конкретика здесь у каждого может быть своя. Произнесите заговор, напойте вполголоса магическую песнь (помните, что означает слово galdr? или varðlokur?), сыграйте на варгане или вистле, ударьте в бубен или просто, про себя, призовите тех, кто должен прийти.
2. Пришел черед тысячелистника, я беру и бросаю его на тлеющие угли - дым является даром "духу прорицания" (spádómsandi), потом взяв в руки палочки и держа их над дымом, перемешиваю (эти движения похожи те, когда хотят добыть огонь), при этом читаю шепотом гадательный заговор (наподобие "Segðu mér nú spákona mín, þat sem ek spyr þik at. Með gullinu skal ek gleðja þik ok silfrinu seðja þik ef þú segir mér satt. En í eldinum brenna þik ok keytunni kæfa þik ef þú segir mér ósatt") и бросаю на плат.
3. Начинается самое интересное - первая часть получения информации. На этом этапе я не смотрю на сами руны, а обращаю внимание на РИСУНОК, который сложился от хаотично свалившихся палочек. Ближайшие аналогии этого действа - гадание на кофейной гуще или чаинках, исландский вариант гидромантии (с ясеневой миской, наполненной водой) и т.п. Этот образ и первое озарение, последовавшее за ним являются ключевыми моментами.
4. Далее, закрыв глаза, и перемешав палочки на плате, я выбираю наугад три штуки. Теперь обращаю внимание на руны и вспоминаю их кеннинги. Источники информации по кеннингам рун - классическая исландская руническая поэма и ее "расширенные" варианты. Чем больше знаешь кеннингов рун - тем лучше, когда есть из чего выбирать - предсказание получается точнее и детальнее. Из трех "полученных" кеннингов (с учетом визуального образа первого этапа) составляю короткую строфу, которая и является ответом, т.е. я не использую кеннинг в качестве собственно толкования к руне. Также нужно заметить, что выбранные руны не "трактуются" в какой-либо последовательности. Как в скальдических стихах расположение слов было вольным, так и здесь, например, кеннинг первой руны запросто может попасть в конец строфы. Очень органично в строфу вплетаются мифологические и фольклорные сюжеты. Так, на вопрос "Вернется ли похищенное?" были руны Ár, Lögr, Þurs и я увидел в них эпизод с похищением Идунн: Ár - ari (кеннинг руны и орла), Þurs - Þjazi (великан же и кеннинг руны), Lögr - Loki (один из кеннингов руны - laxa tún, "купель лосося", а лосось - одна из форм превращений Локи, плюс - его башмаки, в которых он мог ходить по воде, плюс его дети - Фенрир ("Обитатель болот"), Йормунганд (морской же змей), Хель (живущая близ Нифльхейма, воды которого дали жизнь этому миру); в целом получилось, что есть и вор (Тьяци-орел) и тот, кто вернул похищенное (Локи), поэтому ответ на вопрос я посчитал тогда утвердительным.
5. После гадания собираю палочки на плате, кладу новые стебли деревея, заматываю в плат, перевязываю шнуром.
В целом - все.
P.S. Более подробно и с примерами будет в Gjörningabók, когда я ее таки допишу и досоставлю.
P.P.S. Те, кто пойдет с нами на Йоль, смогут увидеть процесс воочию.