Магия Безвременья

Объявление


Добро пожаловать и благословенны будьте!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Боги и Богини » Ведические боги


Ведические боги

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Варуна

Варуна, в древнеиндийской мифологии вседержитель , всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведического пантеона.

Вару́на (др.-инд. varuṇa) в Ведах — бог мировых вод и хранитель справедливости и судья. Один из главных богов ведического пантеона. Старший из братьев - Адитьев. Имя Варуны часто связывают с Митрой, ведийским богом солнца. Их противопоставление как пары вода-огонь встречается в брахманической литературе.

Варуна - это имя восходит к индоевропейскому корню иег «связывать» (санскр. варатра – «ремешок, веревка», лит. тги, vert – «нанизывать, вышивать», рус. вереница).

Варуну всегда изображают с веревкой в руке, и множество церемоний связано с освобождением людей от «пут Варуны» (даже узлы имеют к нему специфическое отношение).

Санскритское слово «варуни» означает «запад».

http://www.layayoga.ru/userfiles/2/Image/Varuna-1.jpg

Значение теонима варуна объясняется в словарях как «всеохватывающее небо, царь богов и людей, океан, солнце, брат огня». Вариант этого слова – «варана» (но и «варуни») – особое магическое заклятие, произносимое над оружием.

Все эти характеристики в известной мере сопоставляются именно с функциями Перуна – верховного бога языческого русского пантеона, бога гроз (то есть неба, атмосферной воды и огня), бога, именем которого воины клялись над оружием и верили, что за нарушение этой клятвы он их покарает (Варуна тоже карает за ложь).

Множественность функций характерна для наиболее древних богов. Проклятие, призываемое русским князем Святославом на голову предателя («пусть станет желтым, как золото»), возможно, связано с неким славянским эквивалентом Варуны. (При сопоставлении теонимов Варуна-Перун правомерно вспомнить и о сопоставимости славянских слов «вар» и «пар», и о том, что в Ригведе слово «вар» значит «вода», что неотделимо от слова «пар».)

Имя Варуна исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Белесом, литовским Велнясом и т. д.

Варуна – вишвадаршата, «видимый повсюду»; он «разделил два мира»; ветер – его дыхание, его и Митру почитают как «двух могущественных и великих хозяев Неба» и, «затемняя облака, показывается он при первом рычании грома и божественным чудом посылает с неба дождь», это он «разворачивает свои чудесные труды в небе» и т. д. Еще на ранней стадии Варуна приобрел лунарные свойства и так тесно был связан с дождем, что стал Богом Океана. Ритмы Луны управляют дождем и морями – право на ниспосылание дождя переходит от бога Неба к богу Луны.

Варуна – сахасракша, «тысячеглазый»; тысяча глаз – это мифологическое обозначение звезд, метафора, которая обозначала небесное божество.

Эзотерическое значение слова "Варуна"

«Имя Варуна происходит от корня, который имеет значение покрывать или проникать. Древние мистики увидели бога как высочайшее всеобъемлющее небо, ощущали божественное существование как всеохватывающий океан, жили в его беспредельном присутствии как в чистом всепроникающем эфире.

Варуна и есть это высочайшее небо, этот океан, омывающий душу, это эфирное владение и бесконечное проникновение. Но тот же корень дал им имя для темного сокрывателя, врага (Вритры), ибо значения препятствовать и противостоять, укрывать и ограждать, осаждать и оцеплять тоже входят в число многочисленных оттенков смысла этого корня».

«Варуна в Веде есть царь, но не Небес как таковых, ибо это Индра, а высочайшего, всеобъемлющего эфира и всех океанов».

Варуна – один из древнейших богов арьев, обладатель очень широких функций и великого могущества. Его называют царем богов и людей, царем вселенной. Ему приписывают сотворение земли и небес, называют царем и опорой земли и неба, всеохватным небом. Он восславляется в качестве владыки ночи, обладателя силы порождать волшебные иллюзии – «майя».

Варуну считают владыкой дождей, а иногда и повелителем океанов и рек. В последнем качестве он именуется Синдху – речной. Он считается и братом бога Агни, и самим Агни. В более позднюю эпоху ему отвели главным образом место повелителя вод океана, и под этим определением понимается также океан космоса, в который погружена Земля.

http://www.layayoga.ru/userfiles/2/Image/varuna3.jpg

Основная черта Варуны – связь с космическими водами во всём их многообразии (мировой океан, образующий внешнюю рамку творения, которая отделяет космос от хаоса; небесные воды – дождь; моря, реки, потоки, подземные воды и т. д.) В. изливает космические воды (он бог дождя, V 85, 3-4), освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки – его сестры (их семь).

В Ведах одной из существенных его функций является наблюдение за сохранением мирового порядка – риты, за праведностью смертных. Эту его функцию соотносят с доиндийским периодом жизни арьев. Он описывается и изображается с петлей в руке, предназначенной для вылавливания грешников. Самым страшным из прегрешений против Варуны считались клятвопреступление, ложь. За них Варуна карал без пощады, насылая на грешников тяжкие болезни, но он же и излечивал раскаявшихся.

Иногда Варуна толкуется как обозначение истинной речи. К людям Варуна скорее строг и вообще далёк от них, впрочем он благосклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала. Так, Варуна освобождает от страха, защищает от злых снов, сторожит мысли людей; он выступает против несправедливости, болезни, смерти, колдовства и даже дарует долгую жизнь.

Богу Варуне приписывается еще одна функция – охрана западных областей Земли. Это наводит на мысль, что в сознании ведических арьев он ассоциировался с областями, которые расположены к западу от Индии, откуда они пришли в эту страну. Санскритское слово «варуни» означает «запад». Возможно, не следует полностью игнорировать и совпадение теонима-эпитета Варуны – Синдху с гидронимом Синд-Инд и с этнонимом синды, то есть с названием народа, который говорил на одном из индоиранских языков и жил на богато обводненном Таманском полуострове, изрезанном в ту эпоху дельтой реки Кубани. Это тоже можно гипотетически принять за одно из указаний на западную ориентацию представлений, связанных с культом Варуны.

В Ведический период Варуна был верховным божеством. Он властелин Адитьев, «вечно сущих» сыновей Адити, олицетворяющего Безграничность. Он «тот, который заставляет солнце сиять в небесах; ветры дуют только тогда, когда он дышит; он прокладывает русла рек, которые текут по его повелению, и создает морские глубины; его требования бесспорны и неопровержимы; благодаря ему луна в сиянии проходит по ночному небу и на нем появляются звезды, пропадающие днем; ему известны направления полета птиц в небе, дороги странствующего повсюду ветра, курсы кораблей в океане, открыты тайны всех вещей и событий – происшедших, происходящих и тех, которые должны произойти; он свидетельствует о людских правде и лжи».

Варуна был постепенно вытеснен воинственным Индрой. В Пуранический период Варуна из верховного божества превратился в бога океана, двойника Нептуна. В его обязанности также входит присматривать за разными демонами, в изобилии населяющмими водную стихию.

Место Варуны во Вселенской иерархии Божеств

Варуна является высшим и чистейшим божеством в Ригведе. Варуна царствует над всей жизнью и светом, является всеведущим отцом и творцом всего существующего, определяет движение светил и вод во Вселенной.

В древности Варуна почитался как бог, неумолимо карающий людей, которые нарушают законы справедливости.

Имя Варуны часто связывают с Митрой, ведическим богом солнца. Их противопоставление как пары вода-огонь часто встречается в брахманической литературе. Вместе с Митрой Варуна моделирует правовой аспект космоса. К людям он строг и защищает их от злого начала; он сторожит их мысли, выступает против несправедливости, смерти, колдовства и отпускает грехи (Ригведа II 28,6). Ему посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой.

В послеведический период утратил своё ведущее положение в пантеоне, однако его продолжают считать владыкой вод и включают в число Локапал.

Его обитель помещается в глубинах западного океана, в нее под власть Варуны уходят погибшие в боях с богами демоны.

Значение в Лайе-йоге

На относительном уровне воды (реки) – это пять органов чувств и их способности: зрение, вкус, осязание, обоняние, ум с его памятью и ахамкара. Все эти семь должны возвратиться к Варуне, к океану Беспредельного. До тех пор, пока мы не научимся возвращать эти семь рек, семь потоков к исконному осознаванию, Варуна будет постоянно нас захватывать своими сетями и погружать в темные бессознательные воды.

Похищение Варуной Бхадры, дочери Сомы (Мбх. XIII)

У бога луны Сомы была дочь удивительной красоты, которую звали Бхадра. Сома отдал ее в жены великому мудрецу Утатхье, сыну Ангираса. Однако Варуна был давно влюблен в Бхадру и мечтал, чтобы она стала его женой. Он дождался, пока Бхадра станет купаться в реке и похитил ее, перенеся в свой великолепный подводный дворец. Разгневанный Утатхья направил к Варуне мудреца Нараду с требованием вернуть его жену.

Но Варуна изгнал из дворца небесного вестника. Тогда Утатхья обратился к священной реке Сарасвати и попросил ее не нести свои воды в океан, а сам осушает океан. Сарасвати и другие реки изменили свое течение и перестали наполнять океан водою. Варуна вынужден покориться и вернуть жену мужу.

Мифология Варуны

Другие сюжеты из эпоса и пуран

~ В сказании о Нахуше (Мбх. XIII) Варуна призывает Индру вернуться и поразить Нахушу. После свержения Нахуши с небесного трона Брахма даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома).

~ Варуна полюбил апсару Урваши, жену Митры, и она рождает двух сыновей (Вишну-пур. IV).

~ Варуна, как и другие боги, при приближении Раваны превращается в лебедя, которому потом дарует красоту.

~ Равана вторгается в царство Варуны, побеждает его сыновей и внуков, вызывает на бой самого Варуну, тот, однако, уклоняется от вызова.

~ Варуна в сказании о Парашураме даёт брахману Ричике тысячу коней, затем он скрывает у себя потомков царя Марутты.

~ Варуна в ряде сюжетов помогает Индре (рождение Скандхи, разрушение крепости асур Трипуры и др.)

~ Боги создают богиню Кали, и Варуна дарует ей ноги и петлю, которой она опутывает асурского демона Махиши (Марканд.-пур.)

~ Варуна дарует Арджуне петлю, лук, стрелы, колесницу, с тем чтобы он достиг неба (Мбх. III).

~ Варуна и белое опахало в одной из версий сказания о пахтанье океана (Матсья-пур.).

~ Харишчандра молит Варуну о сыне; Варуна дарует ему сына и требует принести его в жертву; после ряда отсрочек принимается решение отдать Варуне в жертву Шунахшепу (Айт.-бр. VII).

~ Варуна вместе с Индрой и Сомой предлагает убить жреца Аурву (Хариванша I, XLV 76-77).

~ Варуна поёт гимн Кришне, чтобы отвести его угрозы (II, CXXVII) и т. д.

~ Сюжеты, связанные с сыновьями или братом Варуны (Агастья, Васиштха, Бхригу, Вивасват и т. д.) или с царством Варуны (сказание о нагах), которое наряду с его дворцом (Мбх. II 9) не раз описывается в эпосе. Устанавливается более тесная связь Варуны с нижним царством, смертью (петля становится главным его атрибутом), Варуна является в окружении змей.

~ Мудрец и певец Васиштха, бывший некогда любимцем Варуны (Варуна показал ему смену дня и ночи, взял с собой на корабль, сделал риши и т. п.), прогневал грозного бога (причина гнева Варуны неясна) и впал в немилость; он умоляет Варуну избавить его от кары, но Варуна насылает на Васиштху смертельную болезнь – водянку (Ргв VII, 86-89).

~ Брахманы, напротив, подчёркивают ритуальный аспект Варуны (его связь с жертвоприношением раджасуя, Шат.-бр. II 196; V 4, 3, 1 и др.).

~ В Ригведе представлен космогонический мотив золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связывающего Митру с Варуной.

Источник.

0

2

Ездовой дракон Варуны

Макара - мифическое морское чудовище, известное в Индии, Индонезии и некоторых других странах Юго-Восточной Азии. Оно как бы составлено из нескольких существ. Например, голова - от крокодила со слоновьим хоботом, туловище - от дракона, хвост - от акулы.

http://paranormal-news.ru/_nw/91/s08129461.jpg

Но, несмотря на устрашающий вид, макара относится скорей всего к силам Света. Ведь на нем ездит сам Варуна - бог мировых вод, а также хранитель справедливости и судья. Но к носителям зла макара беспощаден.

Спасение принцессы Амалы

Однажды принцесса Амала, прекрасная дочь раджи Мадхава, прогуливалась на морском берегу в сопровождении служанок и храбрых и верных воинов-стражников. Всюду, где она проходила, расцветали цветы, журчали ручейки, пели птицы в ярких разноцветных оперениях - так сама природа восхищалась ее красотой.

И вдруг сверкнула ослепительная молния, раздался оглушительный гром, все вокруг потемнело, и перед принцессой предстал ужасный ракшас - шестирукий демон-людоед. Он давно хотел завладеть Амалой и утащить ее в свое логово в глубине Гималаев. Со злобным хохотом ракшас бросился к принцессе, свирепо сверкая огненными глазами и размахивая могучими ручищами с большими острыми когтями. Воины попытались было встать на защиту - но где там! Ракшас дунул на них изо всех сил, из его пасти вырвался огненный вихрь - и все сопровождавшие Амалу попадали замертво.

Казалось, принцессе неоткуда ждать спасения. Но тут из морских вод вышел удивительный зверь с головой крокодила, туловищем дракона на четырех мощных лапах и рыбьим хвостом. Это был макара, посланный богом Варуной.

Ракшас взревел и бросился на неожиданного врага. Завязалась жестокая битва. Затряслась земля, на море поднялись огромные волны. Долго никто из противников не мог победить в этой упорной схватке. Но все же макара изловчился и откусил ракшасу голову. Принцесса была спасена - на радость людям и богу Варуне

Дракон-"трансформер"

Макара, пожалуй, самый необычный из драконов. Как будто бог-ребенок при сотворении мира и живых существ, забавляясь, взял части тела различных животных и собрал их в самых невообразимых сочетаниях. Поэтому существует множество видов этих существ. Чаще всего они напоминают гигантскую рыбу с головой крокодила.

Причем у этой головы может быть слоновий хобот, но с расположенными на нем акульими зубами; а иногда вместо хобота ее украшают длинные и острые буйволиные рога, числом порой более двух. А еще из пасти могут торчать кабаньи клыки либо слоновьи бивни. Бывают макары с головой дельфина или акулы.

http://paranormal-news.ru/_nw/91/s87904035.jpg

Их туловище чаще всего покрыто рыбьей чешуей или костяными щитками, как у крокодила либо дракона. Обычно оно снабжено четырьмя лапами - короткими, как у крокодила, или длинными и мощными, какие можно видеть у изображений дракона. Но некоторые макары имеют львиное тело с пышной гривой и лапы с длинными острыми когтями.

Хвост чаще всего похож на акулий или дельфиний. А иногда богато расцветает подобно корневищу лотоса или павлиньему хвосту. Впрочем, это могут быть и щупальца осьминога.

Среди разновидностей этих морских чудищ выделяются макары-гивры - существа со змеиным телом, переходящим в человеческий торс с человеческой же головой, увенчанной «кудрями» из множества змей (как у древнегреческой горгоны Медузы) - этакие морские кентавры. Две пары ног имеют макары-парапеды, одну пару - макары-линдвормы. Но самый экзотический вариант макар - козерог. У него чешуйчатое тело на длинных ногах и голова антилопы или козы.

Каким-то образом водный макара проник на горный Тибет. Здесь (очевидно, под влиянием Китая) он приобрел больше драконьих черт и заметно, в сравнении со своим индийским «коллегой», прибавил в свирепости. И имя у него другое - чусин. У него густая львиная грива, нижняя челюсть крокодила с драконьими усами, нижние клыки и уши кабана, глаза обезьяны, чешуйчатое тело, львиные лапы, окруженные языками пламени, ажурный хвост, подобный павлиньему, оленьи рога и хобот со множеством щупалец. Силой и яростью он подобен крокодилу.

Такой вот дракон-трансформер». Его бы можно было назвать дальним родственником древнегреческой химеры -мифического чудовища с головой льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. Но если химера - порождение могущественного великана Тифона и полуженщины-полузмеи Ехидны - воплощение зла, то макара служит светлым силам.

«Лошадка» богов

Макара - животное древнее и священное. В одном из индийских мифов рассказывается о том, как мудрец Агастья выпил океан, и при этом обнажилась гора Виндхьи, к которой прилепилось множество макар, и открылись созданные ими пещеры, в которых хранились несметные сокровища. И только позже в пещерах поселились наги, принявшие от макар миссию стражей кладов и тайных знаний. То есть макары - древнейшие существа, заселившие первичные мировые воды задолго до рождения ведических богов.

Ведические боги нашли макарам другое применение, сделав их своими ваханами - ездовыми животными. Так, Варуна - бог мировых вод, а также хранитель справедливости и судья, воплощение мирового порядка - обычно изображается в виде белого человека в золотых доспехах, восседающего на макаре.

http://paranormal-news.ru/_nw/91/80565905.jpg

В правой руке он держит аркан, сделанный из змеи, которым улавливает всевозможных нарушителей земных и божеских законов, чтобы затем передать грешников Яме - богу смерти. Перемещаясь по миру на могучем макаре, Варуна защищает людей от сил тьмы, от несправедливости, болезни, смерти, колдовства, а праведникам он даже может даровать долгую жизнь.

Также макара является ваханой Гаити - богини священной реки индусов. А вот Кама - бог любви - нанес изображение макары с головой дельфина на свое знамя как символ чувственной энергии. Но порой он и сам не прочь прокатиться на этой «лошадке» с луком в руке, выискивая очередную жертву, чтобы поразить ее стрелой пылкой страсти.

Источник.

0


Вы здесь » Магия Безвременья » Боги и Богини » Ведические боги