Мир духов - Спиритическое учение о духах
Приемы спиритизма позволяют общаться не только с духами предков. Совершенно аналогичные ритуалы используются для контактов со всеми разновидностями нематериальных существ: с духами, демонами, гениями, лярвами, ангелами-хранителями, инкубами и суккубами и т.д. Даже более того: опытные и знающие спириты убеждены, что некоторые духи могут самовольно являться нам под видом наших предков. Считается, что так поступают низшие духи, которые крайне заинтересованы в общении с людьми. Есть подозрение, что они питаются человеческой энергией. По другой, менее распространенной версии, духи и люди представляют собой два взаимодополняющих мира, которые постоянно стремятся к слиянию, но лишены возможности понимать друг друга. Установив прочный контакт с тем или иным духом, человек получает возможность обитать в обоих мирах одновременно, но и дух получает ту же возможность, и она для него не менее ценна.
Духи живут в особом нематериальном ("астральном" или "эфирном") пространстве, которое располагается параллельно материальному миру и является чем-то вроде его тени или ореола. Все, что существует в нашем мире имеет свою проекцию в мире астральном. Там нет ни времени, ни расстояний (по крайней мере, в их земном понимании), и поэтому духам легко узнать, что происходит за много миль или за много лет от нас. Зато перемещение в условиях материального мира представляет для них значительные трудности. Тонкие вибрации, неощутимые для людей, служат для них неодолимым препятствием: например, круг, нарисованный на полу, способен остановить их, а правильно сказанное слово влечет их с неодолимой силой и заставляет выполнять любые приказания.
Вот краткая суть спиритического ученья в том виде, в каком оно является из наставлений, данных самими духами в ходе спиритических сеансов:
Бог вечен, незыблем, нематериален, един, всемогущ, суверенно справедлив и благ. Он создал Вселенную, включающую в себя все одушевленные и неодушевленные, материальные и нематериальные существа.
Существа материальные составляют мир видимый или телесный, а существа нематериальные образуют мир невидимый или духовный (спиритический),т. е. мир духов. Мир духовный есть мир истинный, изначальный, вечный, всему предшествующий и все переживающий. Мир телесный лишь вторичен; он мог бы перестать существовать или, никогда не существовав, не повредить сущности мира духовного.
Духи временно покрываются тленною материальною оболочкой, разрушенье коей смертью возвращает им свободу. Душа есть воплощенный дух, тело коей всего лишь оболочка.
Среди различных родов телесных существ Бог избрал род человеческий для воплощенья духов, достигших определенной степени развития, это есть то, что дает ему нравственное и умственное превосходство надо всеми другими.
В человеке есть три элемента:
1) тело или материальное существо, подобное животным и оживляемое тем же жизненным началом;
2) душа или нематерьяльное существо, дух, воплощенный в теле
3) перемычка, соединяющая душу и тело, начало-посредник между материей и духом.
Природа человека, таким образом, двойственна: чрез свое тело он участвует в природе .животных, инстинктами коих он обладает; чрез свою душу он участвует в природе духов.
Перемычка, или "перисприт", соединяющая тело и дух, есть своего рода полуматериальная оболочка. Смерть есть разрушенье самой грубой оболочки, дух сохраняет вторую, которая составляет для него эфирное тело, невидимое человеку в нормальном своем состоянии, но которое дух, при определенных условиях, может сделать видимым и даже осязаемым, как это происходит в феномене появлений. Дух, таким образом, совсем не есть какое-то абстрактное, неопределенное существо, которого может постичь одна лишь мысль; это реальное, вполне определенное существо, которое, в некоторых случаях, оценимо посредством зрения, слуха и осязания.
Духи принадлежат к различным классам и не равны ни в силе, ни в уме, ни а знании, ни в нравственности.
Духи первого порядка суть духи высшие отличаются от других через свое совершенство, познания, близость к Богу, чистоту своих чувств и свою любовь к добру - это ангелы или чистые духи. Другие классы все более и более отдаляются от этого совершенства.
Духи низших разрядов склонны к большинству человеческих страстей: ненависти, зависти, ревности, гордыне и т.п.; онм находят удовольствие во зле и замыкаются в нем. В числе них находятся и те, что ни очень хороши, ни очень дурны: они, скорее, бестолковы и шумливы, чем злы, и хитрость с непоследовательностью, видимо, являются их уделом - это домовые или духи-проказники.
Духи не вечно принадлежат к одному и тому же разряду. Все улучшается, проходя через различные степени духовной иерархии. Это улучшение осуществляется через воплощение, коие вменяется одним как искупление, а другим как миссия. Материальная жизнь есть испытание, которому они должны подвергаться многократно, до той поры, пока они не достигнут абсолютного совершенства; это есть своего рода сито или чистилище, из коего они выходят более или менее очищенными.
Покидая тело, душа возвращается в мир духов, из коего она и вышла, чтоб возобновить некое новое материальное существованье после некоторого отрезка времени более или менее долгого, в течение коего она пребывает в состоянии блуждающего духа. Поскольку дух должен пройти чрез многие воплощения, то из этого следует, что все люди имеют много существований более или менее совершенных на этой земле либо же в других мирах.
Воплощенье духов всегда имеет место лишь в роде человеческом; ошибочно мнение, будто душа или дух может воплотиться в теле какого-нибудь животного. Разные телесные существования духа всегда прогрессивны и никогда не ретроградны; но быстрота прогресса зависит от усилий, кои человек прилагает, чтоб достичь совершенства. Качества души суть свойства духа, воплощённого в человеке; таким образом, человек благой есть воплощенье хорошего духа, а порочный человек - воплощенье нечистого духа. Воплощенный дух находится под влияньем материи; человек, преодолевающий это влиянье через возвышенье и очищенье своей души, приближается к хорошим духам, с коими он однажды соединится. Тот же, кто позволяет дурным страстям завладеть собою и помещает все радости свои в удовлетворенье грубых желаний, сближается с духами нечистыми, отдавая предпочтенье животной природе.
Душа обладает индивидуальностью до своего воплощения; она сохраняет ее и после своего отделенья от тела. По своем возвращении в мир духов душа находит там всех тех, кого она знала на земле, и все ее предшествующие существованья вырисовываются в ее памяти вместе с воспоминаньем обо всем добре и обо всем зле, кои она совершила.
Воплощенные духи населяют различные миры вселенной. Невоплощенные, или блуждающие, духи не занимают никакого определенного или ограниченного района; они суть везде, в космическом пространстве и бок о бок с людьми, видя людей и непрестанно соприкасаясь с ними. Духи оказывают на мир нравственный, и даже на мир физический, непрестанное воздействие; они действуют на материю и на мысль и составляют одну из сил природы, действенную причину множества явлений, до сей поры не объясненных или объясненных неудовлетворительно, и кои находят разумное объясненье лишь в спиритизме.
Контакты духов с людьми постоянны. Благие духи побуждают людей к добру, поддерживают в жизненных испытаниях и помогают переносить их со смелостью и покорностью; дурные побуждают людей ко злу: для них наслажденье видеть нас павшими и уподобившимися им. Контакты духов с людьми суть оккультны либо явны. Оккультные контакты имеют место через хорошее или дурное влияние, которое духи оказывают на нас без нашего ведома; и дело ума нашего различать хорошие вдохновенья и дурные. Явные контакты имеют место посредством письма, речи и других материальных проявлений, чаще всего чрез медиумов, кои служат тому орудиями.
Духи проявляются самопроизвольно или после вызывания. Можно вызывать всех духов: как тех, которые одушевляли людей безвестных, так и духов лиц самых знаменитых, какова бы ни была эпоха, в которую они жили; духов наших родителей, друзей наших и врагов и получать от них через письменные или словесные сообщения советы, сведенья об их загробном положении, об их мыслях на наш счет, так же как и откровения, кои им позволено нам передать. Духов влекут их симпатия и нравственный характер круга лиц, их вызывающего. Высшие духи предпочитают собрания серьезные, где господствуют любовь к добру и искреннее желанье просвещения и самоулучшения. Их присутствие удаляет оттуда духов низших, кои, напротив того, находят свободный доступ и могут с полной свободой действовать средь лиц легкомысленных или ведомых одним пустым любопытством и всюду, где встречаются дурные инстинкты. Вместо хороших советов или полезных сведений от них следует ожидать лишь пустяков, лжи, дурных шуток или мистификаций, при этом они зачастую заимствуют имена самые уважаемые, чтоб им было легче ввести в обман.
Различить хороших и дурных духов до крайности легко. Речь высших духов всегда исполнена достоинства, благородства, отмечена печатью самой высокой нравственности и свободна ото всякой низкой страсти; советы их дышат самою чистою мудрости и целью своей всегда имеют наше улучшенье и благо человечества. Речь духов низших, напротив, непоследовательна, бессвязна, часто тривиальна и даже груба; если они иногда и говорят вещи хорошие и правдивые, то гораздо чаще они говорят ложь и нелепицы по злобе своей или невежеству; они забавляются в ущерб тем, кто их расспрашивает, льстя их тщеславию, питая их желания ложными надеждами. В итоге сообщения серьезные, в полном значении слова, происходят лишь в серьезном кругу, члены коего соединены задушевной общностью мыслей, устремленных к добру.
Разумеется, скептики-материалисты относятся ко всему этому, как к сказкам, ведь наука пока не обнаружила никаких более-менее достоверных признаков астрального мира. Более того, при желании, визуализация духов может быть объявлена галлюцинацией, порождением не слишком здорового человеческого воображения... Если смотреть на некромантию и спиритизм с подобной точки зрения, то успехи этих предсказательных искусств выглядят просто фантастическими. Спирит вызывает вымышленных существ из вымышленного пространства - и они сообщают ему точную информацию о вполе конкретных земных делах! Очевидно, здесь мы сталкиваемся с тем же явлением, которое имеет место во всех предсказательных искусствах: устаревшая теория отчасти компрометирует успешную практику. Но в данном случае теория - не пустой звук, поскольку именно она определяет практические приемы и правила работы с духами (кем бы они ни были на самом деле). И тому, кто рискнет заняться спиритизмом и некромантией, остается только одно: поверить в сказку и действовать по ее законам.
(C)