Уичоли (Huichol) — индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике.
Уичоли сохранили традиционные культы, основанные на шаманизме и вере в магию. Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления.
Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения уичолей отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью, выделкой кожи, изготавливают луки и стрелы, музыкальные инструменты.
Также широко известны nierika — своеобразные картины, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи, одновременно являющиеся и предметом прикладного искусства, изготавливаемым на продажу, и религиозным объектом. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторону смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.
Такие дощечки можно встретить в домашних святилищах, храмах, священных пещерах и источниках. Ньерика является проводником в мир духов. Она называется зеркалом с двумя лицами, поэтому рисунками покрываются обе стороны. Отверстие в середине — магический «глаз», через который человек и боги могут видеть друг друга.
Уичоли сохранили традиционные культы, основанные на шаманизме, нагвализме, анимизме, вере в магию. Они имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Миф является образцом для любого действия, поэтому уичоли сеют, охотятся и совершает те же обряды, которые совершали их предки. В их верованиях мир имеет священное измерение, обладающее большой силой, и жрецы mara’akate (мн. число mara’akame) проникают в него, чтобы установить связь между двумя мирами — богов и людей.
Один из ключевых моментов — связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль представляет собой способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.
Пантеон уичолей включает более тридцати богов, которые, говоря упрощённо, разделяются на две противоположности: вода (сезон дождей) и огонь (засуха), свет и тьма, мужское начало и женское. Среди водных богинь наша Бабушка-Произрастание Takutsi Nakawé, Мать-Земля, богини кукурузы Kacíwalí и Otuanáka, покровительница рожениц Komatéame и другие. В основном это заботливые, хотя и строгие матери. Боги мужского пола опасны и разрушительны. Среди них выделяются наш Дедушка-Огонь Tatewarí, наш Отец-Солнце Tayaupá, Akaitewarí(бог ветра), Paritzika (бог дома и оленей) и другие.
Альфредо Лопес Аустин, цитируя известного исследователя индейских культур Роберта Зингга, так описывает космогонические представления уичолей:
«Уичоли полагают, что в мире существуют две противоположные космические силы: огненная, которую представляет Tayaupá, наш Отец-Солнце, и водная, которую представляет Nacawé, богиня дождя». Между ними часто происходит борьба. «Орлы-звёзды, светящиеся создания нашего Отца, устремляются в лагуны и уничтожают водяных змей Nacawé. Поверженные змеи понимаются в небо, принимая форму облаков. Однако борьба является лучшей созидательной силой, поскольку в схватке противостоящие силы соединяются». Божественным сущностям необходимо смешаться со смертью, чтобы достичь земного существования.
Мифы говорят, что «Солнце создало земные существа из своей слюны, которая появилась в виде красной пены на океанских волнах». В ней содержались «сердца» или «сущности». «Само Солнце имеет сердце… Оно принимает вид птицы tau kúkai. Птица вышла из подземного мира и поставила крест на океан. Родился Отец-Солнце, взобрался по кресту… и так убил тьму мира своими ударами».
Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления. Между человеком и природой устанавливается симбиотическое равновесие: кукуруза погибнет без человека, человек погибнет без кукурузы. Поэтому, «когда крестьянин опускает в землю зерно, он устанавливает священную связь с растениями и всеми жизненными силами природы». Обращаясь к духам за помощью, человек обязан соблюдать установленные правила, которые духи диктуют шаманам в видениях и снах. «Животные и растения говорят с человеком, стрелы доставляют молитвы, змеи приносят дождь или наделяют человека даром вышивания, пумы являются посланниками богов — все это реальность в системе верований уичолей.
Источник >>>