Магия Безвременья

Объявление


Добро пожаловать и благословенны будьте!



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия Безвременья » Боги и Богини » Древний Египет - Боги и Богини.


Древний Египет - Боги и Богини.

Сообщений 1 страница 20 из 31

1

Амон.

http://uploads.ru/t/X/s/T/XsTZV.jpghttp://uploads.ru/t/O/y/q/OyqDm.jpg

Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду.

В XXI столетии до нашей эры при фараонах XI династии Среднего царства культ Амона сблизился с культом бога войны Монту, одного из главных божеств-покровителей этой династии; с возвышением XII династии Амон вытесняет Монту, приобретая государственный характер, его отождествляют с гелиопольским богом солнца Ра (Амон-Ра-Монту), однако имя Амона-Ра встречается уже в Текстах пирамид во времена Древнего царства. Именно как Амон-Ра он становится общеегипетским божеством.

Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных").

В эпоху Нового царства сложились представления об Амоне как о боге, составляющем наряду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом, воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон — бог-творец всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы, правящий фараон — сын Амона от брака с царицей-матерью. В период с 1075 по 945 год до нашей эры, когда Египет управлялся фиванским жречеством, Амон превратился в самое почитаемое божество, его культ распространился далеко за пределы страны, в Ливии и Куше (Нубия). Воцарение XXV (Кушитской) и XXII (Ливийской) династий, завоевание Египта ассирийцами в 671-663 годах до нашей эры, завоевание Египта персами в 525-332 годах до нашей эры не поколебали позиций Амона, но центр его культа был перенесен жрецами в город Танис, древнюю столицу Египта в
дельте Нила.

Анубис.

http://uploads.ru/t/N/x/l/NxltC.jpghttp://uploads.ru/t/a/B/b/aBbUp.jpg

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших.

Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис — обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом — цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного.
С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

Апис.

http://uploads.ru/t/F/l/4/Fl4kG.jpghttp://uploads.ru/t/c/Q/R/cQRlf.jpg

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.

Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками  являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян. Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе, одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса до восьмидесяти тонн. Все саркофаги Аписа, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили
или по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.

Атон.

http://uploads.ru/t/A/T/M/ATM84.jpghttp://uploads.ru/t/C/i/p/CipwG.jpg

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог — олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1348 годы до нашей эры). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном.

На шестом году правления Эхнатон переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут и их сына Хонсу (фиванская триада богов). Около 1356 года до нашей эры Атон окончательно провозглашается единственным богом, и вскоре начинаются преследования почитания всех других богов и культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» — даже Атон именуется не иначе как «властитель».

Эхнатон был даже автором гимна Атону. Гимн найден на стенах гробницы приближенного фараона Эхнатона, Эйе, который сам стал фараоном на короткое время после смерти Эхнатона. В его правление культ Атона еще поддерживался, но уже при Тутанхамоне и Хоремхебе были возвращены старые культы, а религиозная реформа Эхнатона была полностью отменена. Но, по-видимому, культ Атона при Эхнатоне привел к развитию монотеистических тенденций, которые прослеживаются и в культе Амона-Ра в XIV-XII веках до нашей эры.

Первое письменное упоминание об Атоне встречается в «Повести о Синухе» (XII династия), где описывается как умерший фараон, восходя на небеса, сливается с солнечным диском, его лучами. Атон считался благим богом — создателем и защитником мира и всего живого, изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.

Атум.

Атум, в египетской мифологии божество угасавшего солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во многих древнеегипетских текстах Атум называется вечерним или заходящим солнцем. Изображался в виде человека (часто старика) в одеждах фараона с двойной красно-белой короной Верхнего и Нижнего Египта. В конце каждого цикла творения Атум принимал вид змея, а также ящера, льва, быка, обезьяны или ихневмона (египетского мангуста). Его титулом в глубокой древности был "Владыка обеих земель", то есть Верхнего и Нижнего Египта. Рука Атума - богиня Иусат. Согласно гелиопольскому мифу, Атум, "создавший сам себя", возник из первобытного хаоса - Нуна, которого иногда называют отцом Атума, вместе с первозданным холмом.

Сам себя оплодотворив, то есть проглотив собственное семя, Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух - Шу и влагу - Тефнут, от которых произошли земля - Геб и небо - Нут. В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха, Атум отождествлялся с Птахом, а также с Хепри (Атум-Хепри, в некоторых изречениях "Текстов пирамид" это божество называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис), с ним сближали Осириса ("Живой Апис-Осирис - владыка неба Атум с двумя рогами на голове"). В мифе об истреблении людей Атум возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию. Отдельно почиталась рука Атума как богиня Иусат, иногда это божество описывается как тень Атума. Впоследствии почитание Атум было оттеснено культом Ра, отождествленного с ним как Pa-Атум.

0

2

Геб.

http://uploads.ru/t/S/F/t/SFtV7.jpg

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида.

Душа(Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта.

Геб принадлежал к гелиопольской Эннеаде богов. В «Текстах пирамид» Геб выступает как воплощение подземного мира и бог Дуата, принимающий участие в суде Осириса над умершими. Дуат, в египетской мифологии место пребывания умерших; по древнейшим представлениям Раннего царства находился на небе, на востоке, там, где восходит солнце. В эпоху Среднего царства в Древнем Египте сформировалось представление о Дуате как о подземном мире за западным горизонтом, где Солнце заходит. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.

Гор.

http://uploads.ru/t/E/n/d/EndaR.jpghttp://uploads.ru/t/w/b/e/wbeLR.jpg

Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.

Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.

В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Мин.

http://uploads.ru/t/b/t/m/btmvJ.jpg

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями.

Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Как бог плодородия, Мин, помимо покровительства рождению людей и размножению скота, также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.

Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; был культовым “небесным” властителем Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства, считался также повелителем пустыни и покровителем караванного пути к Красному морю.

Нун.

http://uploads.ru/t/6/u/j/6ujtK.jpg

Нун (древнеегиптск. вода), в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д.

Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Нун являет собой образ существовавшего в начале творения мира первозданного вселенского океана, в представлениях египтян восходящий к реальным природным явлениям — разливам величественного Нила.

Осирис.

http://uploads.ru/t/K/y/3/Ky3Qx.jpghttp://uploads.ru/t/E/W/1/EW10k.jpg

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.

Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.

Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом. В эллинистическую эпоху Древнего Египта Осирис отождествлялся с греческим богом Дионисом.

0

3

Птах.

http://uploads.ru/t/k/4/7/k47t5.jpghttp://uploads.ru/t/x/2/o/x2okX.jpg

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли и повеления словами.

Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом или посохом, стоящем на иероглифе, означающем правду. Как живое воплощение бога Птаха почитался священный бык Апис. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест.

Ра.

http://uploads.ru/t/w/V/5/wV57q.jpghttp://uploads.ru/t/R/F/T/RFTkQ.jpg

Ра или Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.

Ра почитался как царь и отец богов. Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
Согласно мифу, когда бог Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий.

Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.

Себек.

http://uploads.ru/t/Y/2/f/Y2fPp.jpg

Себек или Собек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Себек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма.

Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Себека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Себека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до нашей эры многие цари называли себя Себекхотеп, то есть "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов.

Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Себека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Себека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.

Сет.

http://uploads.ru/t/v/V/i/vVipJ.jpghttp://uploads.ru/t/r/v/C/rvCAF.jpg

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.

Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т.п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Тот.

http://uploads.ru/t/g/q/G/gqGka.jpg

Тот или Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священными животными Тота были ибис и павиан, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса, иногда с папирусом и письменным прибором в руках. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.

Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.
Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота — палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника.

Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался также вместе с павианом, одним из его священных животных. Эллины отождествляли бога Тота с Гермесом.

0

4

Хонсу.

http://uploads.ru/t/e/P/Q/ePQLH.jpghttp://uploads.ru/t/H/N/z/HNzQI.jpg

Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий. Как покровитель медицины, Хонсу сближался с богом мудрости Тотом, входил в фиванскую триаду божеств.

На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм.

Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, фиванской триаде божеств — солнечному богу Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц богине Мут и их сыну — лунному богу Хонсу. Святилище на территории Карнака возникло еще около XXVIII века до нашей эры, самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (например, так называемый Белый храм Сенусерта I; XX столетие до нашей эры).

Хнум.

http://uploads.ru/t/R/p/v/RpvlM.jpghttp://uploads.ru/t/w/U/G/wUGbt.jpg

Хнум ("творец"), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Бог-творец Хнум часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Хнум, как хранитель истоков Нила и податель его разливов, особо почитался на острове Элефантина как бог-демиург.

Считалось, что Хнум создал богов, людей, животных, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до нашей эры), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.

Шу.

http://uploads.ru/t/2/b/J/2bJxf.jpg

Шу ("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей.

Бог Шу — в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

Как бог ветра, Шу входил в гелиопольскую эннеаду богов. Согласно гелиопольскому сказанию о сотворении мира, считался отцом Геба и Нут. Гелиополь (по-гречески — «город солнца»; египетское название — Иуну), древний город в дельте Нила, севернее современного Каира. С V династии (XXVI-XXV столетия до нашей эры) до династии Птолемеев Гелиополь являлся центром культа бога Ра, отождествившегося с местным богом Атумом, отцом бога Шу. Сам Гелиополь в эллинистическое время отождествляется с библейским городом Он.

0

5

Богини Древнего Египта.

Баст.

http://uploads.ru/t/r/8/z/r8zKQ.jpghttp://uploads.ru/t/9/r/t/9rtvo.jpg

Баст или Бастет, в египетской мифологии богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка. Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки. Почиталась в городе Бубастис в дельте Нила. Расцвет ее культа относится ко времени правления XXII Ливийской династии (X-VIII века до нашей эры). Священным атрибутом богини являлся струнный музыкальный инструмент под названием систр.

Иногда Баст считали женой бога-творца Птаха или отождествляли с богиней неба Мут, а также с высокочтимыми в Египте богинями Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор, в связи с чем Баст также приобрела функции солнечного Ока. "Отец истории" Геродот сообщает о ежегодных пышных торжествах в честь богини Баст, которые сопровождались пением и танцами. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой.

Исида.

http://uploads.ru/t/W/o/I/WoIGv.jpghttp://uploads.ru/t/9/e/S/9eSEf.jpg

Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.

Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.

По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.

Маат.

http://uploads.ru/t/4/T/q/4Tq5f.jpg

Маат ("страусиное перо"), в египетской мифологии богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок. Она играла заметную роль в загробном суде Осириса. Центр культа Маат находился в Фиванском некрополе.

Поскольку древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах, душа умершего взвешивалась на чашах весов, уравновешенных страусиным пером богини. Весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Если сердце было отягчено преступлениями, чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь "с Маат в сердце", был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару. Маат обычно изображали с пером в прическе, которое на суде она возлагала на чашу весов. Считалось, что люди живут "благодаря Маат, в Маат и для Маат".

Нейт.

Нейт, в египетской мифологии богиня города Саис. Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту. Наивысший расцвет ее культа относится ко времени XXVI Саисской династии в 7-6 веках до нашей эры. Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто - кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Ее фетиш - щит с двумя перекрещенными стрелами. На острове Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Нейт считалась женой Хнума. Иногда отождествлялась с Хатор. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга.

Уже в "Текстах пирамид" и надписях Древнего царства имя Нейт встречается неоднократно, она почиталась как мать бога Себека и путеводительница умерших. Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления. Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "о великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".

Особенно ревностным проповедником ее славы был жрец Учагор, посвятивший Камбиза в мистерии богини Нейт. Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт демиурга, космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад; он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, вероятно, был известен ливийцам; по крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.

Нейт является создательницей семи богов и людей. Ее называли "Великая Нейт - мать богов Амаунтет, которая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце", "отец отцов и мать матерей". Один из эпитетов Нейт - "открывательница путей" на запад. В древнейший период Нейт - богиня войны и охоты; как богиня воды и моря она - мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связанная с заупокойным культом, Нейт являлась главой "дома бальзамирования"; вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа.

Нехбет.

http://uploads.ru/t/7/t/L/7tLZl.jpg

Нехбет или Нехебт, в египетской мифологии богиня царской власти. Нехбет являлась хранительницей царского рода. Символизировала объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство. Образ Нехбет восходит к древнейшим представлениям египтян о небе как о крыльях коршуна.

Поскольку священным животным богини Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта. Нехбет почитали как олицетворение власти фараона и верили, что она обеспечивала ему победу над врагами. Богиня являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей добычи золота и серебра, помогала при родах.

0

6

Нут.

http://uploads.ru/t/H/f/z/HfzSo.jpg

Нут, в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Нут является одним из божеств гелиопольской Эннеады. В древнейших представлениях египтян Нут была небесной коровой, родившей солнце и всех богов. Как защитница и покровительница мертвых, возносящая их на небо, богиня часто изображалась на саркофагах.

Вопреки воле Ра Нут вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года.

Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Другой миф повествует о том, как Нут помогла Ра удалиться от людей, когда он разочаровался в их деяниях. Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо. Но чем выше она поднималась, тем больше кружилась ее голова, и oнa призвала четырех богов, чтобы те держали ее ноги. Эти боги и стали столпами небесными. Нут называли "огромной матерью звезд,
рождающей богов".

Сехмет.

http://uploads.ru/t/9/0/3/903yn.jpghttp://uploads.ru/t/o/U/R/oURjK.jpg

Сехмет или Сохмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее.

Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Тефнут.

http://uploads.ru/t/x/o/I/xoIhN.jpg

Тефнут, в египетской мифологии богиня влаги. Ее земным воплощением была львица. Тефнут и ее муж Шу — первая пара богов-близнецов, порожденных Ра-Атумом. Их дети — боги Геб и Нут. Тефнут — любимое Око бога Ра. Когда утром он всходил над горизонтом, Тефнут огненным глазом сияла у него во лбу и испепеляла врагов бога.

Тефнут являлась одной из богинь гелиопольской Эннеады, она отождествлялась с богиней Уто, хранительницей Ра. Однажды Тефнут, рассорившись с отцом, удалилась в Нубию, и в Египте наступила засуха, но по просьбе Pa, пославшего за ней Тота и Шу, она вернулась обратно и вступила в брак с Шу, что предвещало расцвет природы.

Великая гелиопольская Эннеада являет собой в египетской мифологии девятку богов: Атум и восемь богов, порожденных им: Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида, Нефтида.

Хатхор.

http://uploads.ru/t/M/C/s/MCsP5.jpg

Хатхор или Хатор ("дом Гора", то есть "небо"), в египетской мифологии богиня неба, которая в древнейшие времена почиталась как корова, родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен, она оберегала матерей с детьми. Хатхор заботилась о живых и провожала умерших в подземный мир, где подкрепляла их пищей и питьем из сикомора, дерева, в которое она перевоплощалась. Особенно почиталась богиня Хатхор в городе Дендера.

Древние отождествляли Хатхор с Оком Ра. Когда Ра состарился, люди начали плести против него заговор. Услышав об этом, разгневанный бог наслал на них божественное Око, испепеляющий жар солнца. Око приняло образ львиноголовой Сехмет, богини войны, с которой часто отождествляется Хатхор. Она стала пожирать людей, и Ра прекратил резню, когда счел, что жертв достаточно. Чтобы положить конец безжалостному убийству, Ра пропитал поле битвы смесью пива и алого гранатового сока из тысячи кувшинов. Жаждущая мести Сехмет поверила, что это человеческая кровь, напилась красной жидкости и снова превратилась в красавицу Хатхор.

В память об этом событии на ежегодном празднике Хатхор выпивались огромные кувшины пива с гранатовым соком. Богиня также является героиней известного мифа о приносящем весну возвращении Тефнут-Хатхор из Нубии. В греческой мифологии богине Хатхор наиболее соответствует Афродита.

0

7

Семь стрел Сехмет.
http://picua.org/img/2017-04/21/ajpe8xijr0a74p6lwktm1pdkd.jpg
Проекция разрушительной энергии Сехмет выступает в виде семи «стрел», каждая из которых является демоном или группой демонов. Эти семь бесов или демонических групп могут быть в руках других божеств, таких как Нехбет или Тутос, однако есть признаки их уникальных возможностей при взаимодействии с Бастет-Сехмет.

Каждая "стрела", в дополнение к роли демона, является атрибутом определенного божества. Полный перечень божеств не сохранился, но имеется список из Филе, где не хватает пятой и седьмой стрелы:

Первая стрела приписана, как «#Баст, хозяйка Бубастиса»;
Вторая – «Нефертум, сын Баст»;
Третья – «Хорус-Хекену», в образе Гора, чей храм рядом в Бубастисе;
Четвертая – «Хонсу-Гор, сын(брат) Баст, хозяин удовольствия»;
Шестая – «Унут, Око Ра»

Источник - группа в ВК "Храм Сехмет / Temple of Sekhmet"

PS: мне подумалось о б.М. Семистрельной. Всё-таки церковь со всего язычества с миру по нитке "натырила".

0

8

Во всех эзотерических учениях упоминаются тонкие тела. Древние египтяне дали нам ключ, посредством письма, искусства, и символов, их веры в тонкие тела, которые являются отдельными и независимыми. Изучая письменность, артефакты, и гробницы Древних Египтян учёные находят упоминаниях о таких телах как "КА" и "BA", которые являются загадкой для их ограниченного рамками научной парадигмы сознания. Невозможно до конца понять назначение Тонких Тел из иероглифов и символов, язык давно мёртв и мы можем лишь частично приоткрыть завесу тайны.
  Многое, что известно о тонких телах, взято из книги "Изречения выхода в день", но как известно на папирусах стали писать намного позднее, чем на стенах гробниц. И те, папирусы, которые известны и сохранились до наших дней - результат многих и многих редакций, и копий.

Тонкие Тела

Концепция 5 тел или путь пяти тел:

AUFU - физическое тело
KA - двойник
HAIDIT - тень
KHU - "Магическое" тело
SAHU - "Духовное" тело

Концепция 7 тел:

KHAT - неосознанное физическое тело
AUFU
Низшее KA - двойник
HAIDIT
Высшее KA - высшее Я
KHU
SAHU

Аспекты Духа:

BA - Душа бессмертная
AB - осознание
REN - Имя
SEKHEM - сила воли
SA - Дыхание жизни
SOKHIM - Второй Дух

Здесь и далее источник тот же.

0

9

Тонкие Тела на примере сцены Суда из папируса Ани ( Британский Музей )

1. Сразу под горизонтальной планкой весов виден прямоугольный камень, в действительности являющийся сплюснутым кубом, увенчанный одной только человеческой головой. Это ЧАТ, или ХАТ, - субстанция физического тела, которая при жизни венчалась головой (разумом), дающей ей подобие человека. Это простой кусок инертной материи, "кирпич" Вселенной, та форма, к которой она возвращается как простое сырье, имевшее некогда человеческое обличье. Это Кубический камень, описание которого в одном из своих ключей дойдет до алхимиков европейского Возрождения.
2. С левой стороны весов между двумя нитями, которые образуют обращенный вверх треугольник, виден красный кувшин, изображающий сердце. Это воплощение жизненной энергии, сообщающей движение телу, или же просто символ жизни, прожитой покойным.
Одно из его имен - АНХ, оно соответствует также названию Ключа Жизни, схематической фигуре человека, голова которого изображается перевернутым треугольником. Анх иногда рисовали красным, чтобы подчеркнуть его смысл - дверь, связывающая видимое с невидимым.
3. Между чашей весов, на которой находится сердце, и их вертикальной стойкой изображена человеческая фигура Двойника, или КА, - вместилища чувств, проводника Духа, созданного по его подобию, в свою очередь дающего свою форму физическому телу на протяжении всей его жизни. Эта фигура представлена в движении, ибо ка обладает способностью передвигаться, переноситься с места на место, подобно светящемуся призраку, и даже ручаться за самого человека, когда тот взыскует справедливости. Ка появляется перед богами, а также перед людьми, если достоинства его недостаточны, чтобы ступить на дороги Неба, и он на какое-то время приговаривается к скитаниям по Земле. Мы увидим, как в обряде мумификации принимались меры, чтобы этого не произошло.
4 и 5. Пара женских фигур, получивших, помимо прочих, имена АБ и БА. На папирусе они находятся слева от чаши весов с сердцем. Обычно одна из них изображается обнаженной, а другая - в одежде, или же одна - одетой в очень простое платье, а другая - в платье, богато расшитое золотом. Это две части человеческого разума: высшая, свободная от тщеславия, и низшая, тесно связанная с многообразием жизненных проявлений. Аб - часть, состоящая из сложных структур, в которых рождаются идеи-желания, вместилище хитрости и спекулятивного эгоизма. Ба, напротив, заключает в себе чистые Идеи, которые способны возвыситься над предметами земного мира; она улавливает высший Свет, даже при всей человеческой ограниченности.
Это ментальное "Я", осознание своего индивидуального существования. Но человеческое несовершенство делает их неразлучными, держит одну подле другой, как сестер-близнецов. Ба - это сокровенное место, чертог, где человек ищет Духовное Воскрешение.
6) Это Духовное Воскрешение изображается в виде птицы с человеческой головой, в фиванских изображениях имеющей черты ласточки и сокола. В Мемфисе - это Феникс, птица Воскрешения. Одним из ее имен в Фивах было АХУ или ЧЕЙБИ (Кхеби).
Она символизирует способность интуитивно воспринимать Божественное. В одном из ключей она олицетворяет Душу - светящуюся духовную часть человека, где зарождается Белая магия, чудеса и священные действия. Она обладает способностью садиться на верхнюю часть конкретных предметов (это видно на папирусе), но, имея природу птицы, может взмывать к высотам Иной Земли, магического Квадрата, озаренного Амоном, или Духовным Светом. Эта Иная Земля - Пристанище Блаженных, Амен-Ти, то есть "Земля Амона", а лучше сказать - "Страна Амона" или "Большой Дом Амона", совершенный и стабильный.
7) Наконец, остается большая фигура слева, перед изображением Исиды, Великой Матери. Это имеющий характеристики Осириса Дух, АТМУ или САХУ. Это человек, способный вернуть себе утраченное состояние равного богу существа Осириса-Ани - Богочеловека. Он является Высшей Тайной, духовной причиной самого человека. Это та часть человека, которая остается неизменной во всех воплощениях.

0

10

Категория Ren ( Имя )

Если обратится к представлению REN, то егпяне мыслили, что имя человеку даётся еще до рождения, как и категория КА, которая возникает подобным образом. Очень важное свидетельство даёт папирус Весткар, автор каторого был хорошо знаком с древними представлениями. В заключительной истории цикла Весткар повествуется о том, как божества пришли в дом жреца Солнца R`(w)-wsr(w), чтобы помочь родам его жены, которая должна была родить будущих царей Египта. Имена даёт им богиня JS.t, причём происходит это в процессе родов, еще до появления ребенка на свет, и похоже, что именно называние имени приводит к тому, что младенец "выскальзывает к ней на руки". Характерно, что при этом присутствует и Бог Хнум, который на новоегипетских храмовых рельефах выступает как создатель царя и его КА. Хотя на этот факт неоднократно обращали внимание, никто из исследователей не проводил связь между Хнумом и созданием Ren.

0

11

Категория КА

Наличие Ка при жизни человека при всей своей неявности подтверждается самим существованием последнего - человека без двойника просто не бывает, это обязательное исходное условие. Совершенно другое дело, когда человек мертв - только изображение доказывает теперь наличие КА и только наличие двойника свидетельствует о том, что когда-то жил его "оригинал". Достаточно уничтожить изображение, как не останется вообще никаких свидетельств ни о существовании КА, ни о жизни человека. КА после гибели изображения должен превращаться в то, что существует, но никак себя ни проявляет и никому неизвестно. Задумываться над возможностью существованием таких объектов начала только в нашем веке с созданием новейших моделей вселенной. С точки зрения древних египтян КА всех людей, памятники которых мы видим в музеях, или в книгах, видя их изображение итд живы до сих пор....И не смотря на то, что древние египтяне ушли, памятники и изображения, которые они оставили после себя, дают "вечную" жизнь КА...

+1

12

Молитва Бастет:

"Богиня кошек,
Защитница и Подательница РАдости,
Ты, подобно нежному утреннему Солнцу,
просияла в моём сердце и очистила его, и
благоДАРя Твоему божественному руководству
и наставлениям, я делюсь этим счастьем и
светом со всем миром. Моя жизнь помечена
отпечатками Твоих лап и я возвращаю Тебе
мою любовь. Dua Bastet!"

http://picua.org/img/2018-01/07/198yz7rpv0jc90kjs6okzxnqn.jpg

Мой перевод с английского.

+1

13

ПЯТЬ «ДУШ» ЕГИПТЯНИНА - Ка, Ба, Сах, Ах и Шуит

Ка — подобие человека, его Двойник. Человек и его Ка похожи, «как две руки»1, — поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые кверху: http://www.mifologija.ru/images/egipet/5.html1.jpg. А на рельефах, украшающих стены храмов и погребальные камеры, и на рисунках в папирусах душа2 Ка изображается или точно так же, как и сам человек, или в виде тёмного, похожего на тень силуэта.

После смерти человека Двойник-Ка обитает в его гробнице. Ему приносят жертвы в заупокойную часовню. В то же самое время Ка живёт на небесах и ни в земной, ни в потусторонней жизни с человеком не встречается3

Душа Ба — жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Когда Ба покидает тело, наступает смерть4; когда возвращается к мумии — умерший воскресает для вечной жизни в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мёртвое тело: чтобы сохранить его для Ба.

В гробницу могут забраться грабители, и они не только заберут всё золото, — они уничтожат мумию, чтоб не ожила и не отомстила после возвращения Ба. Ба лишится своего тела!.. Впрочем, и без всяких грабителей мумия может не сохраниться — истлеть от времени. Поэтому жители Та-Кемет, чтоб воскреснуть в Дуате даже если пропадёт мумия, обязательно устанавливают в гробнице её подобие— статую из «вечного» материала, камня. А чтоб Ба не ошибся, не перепутал, чтоб узнал свою статую, лик статуи должен быть очень похож на лицо умершего. И на статуе непременно должно быть написано имя.

Что же касается грабителей — если их Тело — не душа; но, после того как мёртвое тело омоют водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сах. Каждый, кто нанесёт телу-Сах увечье, — преступник. Это относится и к парасхиту — человеку, который должен вскрыть труп перед мумификацией. Никто, кроме парасхита, не может произвести вскрытие, и специально для этого его приглашают в мастерскую бальзамировщиков, и платят за это, — но он всё равно виноват. Парасхит это знает. Сделав на животе покойного надрез кремнёвым ножом, он тотчас бросается наутёк, потому что, если его успеют схватить, он будет жестоко наказан. Он бежит без оглядки, а бальзамировщики и родственники покойного преследуют его с бранью, осыпают проклятиями, молят богов жестоко наказать святотатца и швыряют ему камни вдогонку.

(прим. Энии: "Ещё в университете я читала исторический роман про Египет и хорошо запомнила отношение к этому социальному слою "парасхиты". Незавидная профессия. Кто-то её должен был делать, но тем не менее, эти люди считались "нечистыми". С ними нельзя было общаться, иначе подобное общение /поверованичм егпитян/ оскверняло людей").

Отец и мать дают новорожденному имя — Рен.

Малыш спит в колыбельке, ему от роду всего день, и он ещё не скоро поймёт, насколько значительно свершившееся событие. Ведь имя — не просто набор звуков и слов; это — одна из душ человека. Имя-Рен даётся в честь бога: «Рамсес» — в честь Ра, «Хнумхотеп» — в честь бара-ноголового бога плодородия Хнума, «Хори» — в честь Гора, — какой бог назван в имени, тот и станет покровителем человека.

Имя важнее тела.

Тело умрёт; но покуда люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит, его Ка пребывает в земном мире. Даже к грабителям и разрушителям гробниц закон снисходителен, если Рен владельца гробницы всеми забыт: покойный уже приобщился к богам в Дуате и всё добро из своего вечного жилища раздаёт людям. Если же хоть кто-нибудь, хоть один-единственный человек, помнит имя усопшего, то разрушение гробницы — это святотатство и преступление, за которое полагается казнь... При фараоне Рамсесе Втором ваятели высекали Рен царственного владыки на статуях других фараонов, давно умерших: внешнее сходство не имеет большого значения — гораздо важнее Рен. Воистину имя важнее смертного тела!

Зная имя-Рен своего недруга, можно причинить ему зло. Для этого надо написать его имя на папирусе— и сжечь папирус. Это навлечёт на голову недруга какую-нибудь беду.

Магию имени чтут и бессмертные боги. Сам великий Ра, проплывая через Загробное Царство, произносит проповедь перед мумиями усопших и даёт имена четырём человеческим расам, тем самым устанавливая закон, по которому египтяне — высший народ и должны господствовать, а все другие народы — низшие и должны подчиняться... И стражи Дуата, охраняющие врата, не распахнули бы их перед Ладьёй Вечности, — но Упуаут знает имена огнедышащих охранников, и поэтому они беспрекословно подчиняются солнечному богу и пропускают его Ладью.

Кроме Ка, Ба и Рена у людей и богов есть ещё две души: Ах и Шуит. Ах — это «Сияние», Шуит — «Тень»5

***
1 Это выражение соответствует русскому "как две капли воды".

2 Когда речь идёт о верованиях древних египтян, слово «душа» — это традиционный условный (причём весьма неудачный) термин, которым для удобства пользуются египтологи. Ничего общего с христианским понятием «душа» он не имеет.

3 Эти два взаимоисключающих представления о Ка существовали одновременно.

4 В некоторых современных арабских деревнях до сих пор сохранился обычай: в доме, где умер человек, ставить на окно кувшин с водой — чтоб отлетающий Ба мог умыться.

5 Об Ах и Шуит и о связанных с ними верованиях учёные-египтологи знают ещё очень мало.

Иссточник.

0

14

ЭНИЯ написал(а):

Ах

Вот ещё про Ах нашла (с ресурса kulturoznanie.ru)

Кстати, встречаются два названия Ах и Аху.

"...дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает "светлый, просветленный, освещенный, блаженный".
Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ. Ах - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний, - перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки. Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).
Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса."

Думаю, это та часть нашего Духа, "осознавая" который, мы получаем полную самореализацию, т.е. познаём Себя. Слово "осознавая" - это просто фигура речи. Насколько я поняла со слов ныне живущих просветлённых старцев, в этом "переживании" нет осознавания в полной мере, как это понимают обычные люди, но есть переживание своей истинной природы, которое невозможно описать словами, но можно пережить.

0

15

ЭНИЯ написал(а):

Вот ещё про Ах нашла (с ресурса kulturoznanie.ru)

Думаю, это та часть нашего Духа, "осознавая" который, мы получаем полную самореализацию, т.е. познаём Себя. Слово "осознавая" - это просто фигура речи. Насколько я поняла со слов ныне живущих просветлённых старцев, в этом "переживании" нет осознавания в полной мере, как это понимают обычные люди, но есть переживание своей истинной природы, которое невозможно описать словами, но можно пережить.

Насчёт " осознания " 100% подтверждаю.

+1

16

Автор - Kode LGX

Анубис.

http://picua.org/img/2018-01/30/8a6e68gq20wkjlthwblcqn8pe.jpg

+2

17

Автор - 혁진 권

http://picua.org/img/2018-01/30/t7fadsmtcf5od5fkjbayqvsev.jpg

+1

18

Сехмет.

http://picua.org/img/2018-02/01/hwljg5hy78fom87kalo6z4vru.jpg

0

19

А это мне напоминает собирательный образ Бастет/Макошь.

http://picua.org/img/2018-02/01/mjwr56ye2gi0f4q2g0zdtezkg.jpg

0

20

По данным И. Авиана "Сехмет" в переводе с Древнеегипетского "вспышка на Солнце". Кстати, вот интересная статуя Сехмет как Богини матери.

http://picua.org/img/2018-02/01/ocinay0qxmfcby1y2b8qua2t3.jpg

0


Вы здесь » Магия Безвременья » Боги и Богини » Древний Египет - Боги и Богини.